Существуют игрушки, которые вообще не подходят для детей, а есть такие, которые годятся для детей определенного возраста. Американская академия семейных врачей дает несколько советов, как правильно выбрать игрушки для своих чад: - выбирайте игрушки, где нет мелких деталей. Иначе ваш ребенок легко их сломает. - следуйте инструкциям по безопасностям и возрастным ограничениям, указанным на упаковках игрушек. - ищите игрушки, на которых написано: «нетоксично», «изготовлено из экологически чистых материалов». - отдавайте предпочтение игрушкам, которые можно мыть. - убедитесь, что игрушка подходит по возрасту для вашего малыша. - не давайте ребенку игрушки, размер которых меньше 5 см – он может их проглотить
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты. Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине. В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему. Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Игрушки из реальной жизни.Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.
Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию. Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д. При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.
Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими. Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки. Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик. К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными. К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками. К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается. Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.
В дальнейшем ребёнок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло и родители не покупают ему игрушек. В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками. Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка. И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник. Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.
Что говорят психологе при выборе игрушки для ребенка? При выборе игрушке помните, она Образец для подражания Ребенок всегда идентифицирует себя с куклой, в которую играет, ее устами выражает свои чувства и мысли. Но кукла – еще и определенная модель человека, и ее облик накладывает отпечаток на сознание ребенка. – Посмотрите на эту куклу, – Елена Олеговна Смирнова берет в руки один из самых модных аналогов Барби. – Лицо неприятное, надменное, я бы даже сказала, порочное. Главная идея бренда: «Смотрите, как я хороша». Для девочек, конечно, важно уметь следить за собой, но не стоит это делать смыслом жизни в 5–6 и даже в 8–10 лет. Вот вроде симпатичная кукла, почти «барышня»: в бальном платье, с высокой прической. А при легком нажатии начинает издавать немыслимые звуки: то ли хрипло квакать, то ли «мама» говорить. Мало того что звуки неприятные, они еще и не соответствуют «взрослому» облику. Закрадываются даже нехорошие мысли о замедленном развитии… А вот тренажер для макияжа и причесок. Страшненькая пластмассовая женская головка плюс набор «косметики» и парикмахерских приспособлений. Психологи полагают, что в игровых действиях с оторванной от тела головой есть что-то нечеловеческое, противоестественное.
В облике монстра Психологов тревожит, что кукла все дальше уходит от образа человека: все больше появляется каких-то утрированных человечков, гуманоидов, выползающих из трансформеров существ, отдаленно напоминающих людей. Облик кукол все более расчеловечивается, и дети примеряют на себя образы монстров. Большинство этих чудищ перекочевало с экранов и стало минами замедленного действия. Фильм прошел и забылся, а жутковатые герои остались с нами. Вспомните хотя бы немыслимых покемонов или пустоглазых девочек из Селармуна, на которых были просто помешаны девочки реальные. Теперь все заполнено неэстетичными образами Шрека и подобными модификациями человека.
Не нужно наворотов! Еще одно чудо – ни собака, ни кошка. А ведь ребенок должен получить четкий образ конкретного животного. А этот шедевр – тряпичная коза, которая при малейшем движении начинает петь: «Жил-был у бабушки серенький козлик». Голос громкий и навязчивый… Ребенок не может передать этой игрушке свои собственные слова, мысли – во всех обстоятельствах она поет одну и ту же песню. Вот, например, длинноногая пластмассовая куколка, модно одетая, с полным набором нарядов и аксессуаров. Психологи считают, что излишняя детализация не дает ребенку создать свой образ, тормозят детскую фантазию, сводит до минимума свободу игры. А механическое одевание-переодевание очень быстро надоедает. То же касается кукол с определенным выражением лица – кричащим, растерянным, плачущим… Или возьмем кукол-роботов: не успеешь нажать кнопку, как они начинают ползать, бегать, кричать. Практически жить своей жизнью, в которой ребенку отведена пассивная роль наблюдателя. Взрослым кажется, чем больше «наворотов» в игрушке, тем лучше. А на самом деле детям нужны игрушки простые, открытые, в которые можно вложить свой образ. Далеко не все родители всерьез воспринимают тот факт, что игрушки способны навязывать определенный способ действий, и спокойно покупают, например, блестящие наручники с ключами. Сами-то они считают такой подарок шуткой, а вот малыши…
Психологи рекомендуют Психологи и педагоги обеспокоены: у детей упал интерес к игре! Они считают, что во многом виноваты как раз такие, в лучшем случае неинтересные, в худшем – просто опасные игрушки. Между тем игра – это большой умственный и душевный труд, который обучает ставить цели и их добиваться, действовать. Сотрудники центра убеждены: нужно воспитывать родителей, объяснять, что такое детская игра, как она важна для развития ребенка, становления его психики и какими должны быть его игрушки. Они издают специальные книги для родителей, создали сайт psytoys.ru, планируют проводить экспертизу других видов развивающей продукции для детей: компьютерных игр и литературы для дошкольников. – Отзывать из торговли неудачные образцы мы не вправе, – говорит профессор Елена Смирнова. – У нас другой путь. Игрушки, получившие высокие оценки при проведении экспертизы, удостаиваются специального Знака качества «Детские психологи рекомендуют» и подтверждающего сертификата. Этот знак зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Экспертиза проводится на добровольных условиях и бесплатно. В этом году при поддержке Департамента образования города Москвы состоялась вторая ежегодная церемония вручения Премии «Игрушка года – «Детские психологи рекомендуют» по 10 номинациям. Таким образом, центр помогает производителям игрушек в выпуске нужных и полезных товаров, а родителям дает возможность сориентироваться на рынке и выбрать лучшее для своего ребенка.
Так обидно, у нашей дочки 3 огромных коробки с игрушками, а она играет в кастрюльки, половники, и в 6-7 одних и тех же игрушек. ну и зачем мы ей столько всего купили(( Гости когда приходят, их дети играют, вот тогда и нашей нужны игрушки сразу)
А у меня когда как. Я уже знаю, какие игрушки ей нужны: маленькие и не очень шумные, а то она их пугается. И не очень гладкие, чтобы удобно было цеплять когтями и хватать зубами: добыча же
Какие только игрушки я не покупала сыну, но старалась все же выбирать развивающие. Пазлы, констукторы. Они ведь на каждый возраст есть. Сейчас вот такими конструкторами увлекается, из дерева -
А мы тоже такие покупали, а потом раскрашивали их гелем с блестками. Поавда при переезде все оставили в старой квартире.
Я про полезные игрушки хочу добавить, которые физически развивают ребенка. Мне всегда нравилась идея спортивного уголка дома. Когда сыну 3 года исполнилось, решились купить вот типо такого. Ему нравится лазить, на кольцах висеть обожает. На перекладине висит, а на качелях то как обожает кататься.
Оно крепится к полу и потолку, поэтому не складывается. А мат это по желанию. У нас мата небыло, да и Юля почти не лазила по ней, зря занимала только место.