Упражнения в равновесии играют важную роль в восприятии, координации движений (сохранении позы, равновесии тела). "Плывет кораблик" Поставьте малыша на мягкий диван, возьмите его за руки, раскачивайте из стороны в стороны, приговаривая: Плывет, плывет кораблик Кораблик золотой. Везет, везет подарки, Подарки нам с тобой! (С.Маршак) "Покачай нас звонкий мяч" Посадите малыша на большой надувной гимнастический мяч – фитбол. Осторожно раскачивайте его из стороны в стороны, приговаривая: Качи-кач-и качи-кач Покачай нас, звонкий мяч! Влево, вправо, влево, вправо, А потом назад – вперед. Покатаемся по кругу, А потом наоборот! "На лошадке" Встаньте на четвереньки и посадите ребенка к себе на спину (пусть его кто-то из взрослых поддерживает). «Покатайте» малыша на «лошадке»: На лошадке цок-цок-цок Через запад на восток Мимо гор, лесов, морей К милой мамочке моей. "Кружимся – кружимся" Возьмитесь с малышом за две руки и покружитесь с ним по комнате, приговаривая: Кружимся! Кружимся! Стой, голова закружится! "На одной ноге постой-ка" Когда ребенок стоит, подойдите к нему и скажите: «Давай посмотрим, как ты умеешь стоять на одной ноге». Согните и поднимите малышу одну ногу, затем опустите и поднимите вторую ногу. Придерживайте малыша во время упражнения и рассказывайте стихотворение: На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Ну, смелее подними. Да гляди не упади. А сейчас постой на левой, Если ты солдатик смелый. А сейчас постой на правой, Если ты солдатик бравый. " Внутри – снаружи" Положите на полу обруч. Возьмите ребенка за руку и встаньте в центр обруча. Скажите: «День» и переступите за обруч наружу, затем повернитесь к обручу и скажите: «Ночь» - встаньте внутри круга. Вместо «день» - ночь», можно говорить «снаружи» - «внутрь», «кошки» - «мышки» и т.д. "Маленькие змейки" В нескольких местах комнаты разложите веревочки или ленты, длиной 50 см. Скажите малышу, что это змейки и что на них нельзя наступать. Играйте вместе с ребенком, держась за руки, аккуратно перешагивайте через веревочки. "Канатоходец" Протяните по полу длинную веревочку и предложите малышу пройтись по ней: Вот слон, индийский гастролер, Канатоходец и жонглер. (С.Маршак) На улице можно начертить мелом узкую дорожку, по которой ребенку надо будет пройтись. " Ковер" Скажите малышу, что ковер – это ваш плот, который плывет по реке. Предложите малышу обойти ковер по его краю, "не замочив" ноги об воду. " Перешагиваем" Положите на полу гимнастическую палку и несколько кубиков. Возьмите малыша за руку и побуждайте его перешагивать через невысокие препятствия. "Идет бычок, качается" Для упражнения будет нужна гимнастическая скамейка, если её нет, то можно положить на пол широкую доску или скатать ковер в рулон. Покажите ребенку игрушечного бычка и покажите, как он умеет ходить по доске: Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! (А.Барто) Предложите малышу показать бычку, как он тоже умеет ходить по доске. Поддерживайте малыша за руки. "Там мышка живет" Малыш идет по гимнастической скамейке, в конце которой его поджидает игрушечная мышка. Вы говорите слова потешки: Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик. Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. Когда малыш доходит до мышки, ему нужно быстро повернуться и «убежать» по мостику от мышки. "Идет котик по лавочке" Посадите в конце гимнастической скамейки игрушечного котенка. Малышу надо дойти до игрушки, наклониться и взять котенка. Во время упражнения необходимо держать малыша за руки: Идёт котик по лавочке Ведёт кошечку за лапочки Топы-топы по лавочке Цапы-цапы за лапочки. "По мостику" Скажите ребенку, что гимнастическая скамейка – это мостик через речку: Над речкой – узкий мостик, другого нет пути, Решили наши звери по мостику пройти. (Е.Железнова) Предложите ребенку провести через мост зверей (приготовьте игрушку кошки, собаки, коровы и т.п.). Малыш прижимает одной рукой игрушку и идет через мост, держась за вас второй свободной рукой. Оставляет игрушку на другом берегу и возвращается за следующей. " На улице" Гуляя на улице, побуждайте малыша ходить по бордюрам тротуара, бортикам песочницы, специальным бревнам-ходилкам, пенечкам и проч. "На горку" Положите один конец длинной доски на небольшое возвышение и, придерживая малыша за руки, помогите ему подняться по наклонной плоскости, а затем повернуться и спуститься обратно или спрыгнуть на пол: Ах, дыбок, дыбок, дыбок, Вот Ариночке годок. На горку поднимается, С горочки спускается. "По горам" Положите один конец длинной доски на диван или кресло. Возьмите малыша за руки и помогите ему подняться и спуститься с горы: По долам, по горам, Ходит шуба, да кафтан. " По камешкам" Разложите на полу друг за другом вырезанные из линолеума или ковролина круги, диаметром 30-40 см. Это камешки через ручеек. Возьмите малыша за руку и помогите ему перебираться с «камушка» на «камешек»: По ровненькой дорожке Шагают наши ножки. Раз-два, раз-два, раз-два! По камешкам, по камешкам Шагают наши ножки. Раз-два, раз-два, раз-два! "С бугра на бугор" Расположите на полу крепкие, устойчивые предметы: толстую книгу, низкую табуретку, перевернутую банку из-под краски, ящик. Возьмите ребенка за руки и помогайте ему перебираться с бугорка на бугорок: Куда бежите, ножки? - По летней дорожке, С бугра на бугор За ягодой в бор. В зеленом бору Тебе наберу Черной черники, Алой земляники. "С игрушкой на голове" Положите себе и малышу на голову мягкую игрушку. Походите с ним по комнате, держась за руки и стараясь не уронить плюшевого друга.