Энкаустика. Рисуем воском

Тема в разделе "Общие темы по рукоделию", создана пользователем Еленка, 28 июн 2016.

  1. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.439
    Симпатии:
    2.284
    Энкаустика. Рисуем воском
    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}
    Искусство энкаустики было известно еще в Древнем Риме. Энкаустика - это рисование окрашеным пчелиным воском. Потрясающие картины с необычными эффектами можно создавать в этой технике. Наша статья о том, какие материалы, инструменты и приемы используются в энкаустике.

    Для росписи используется окрашеный пчелиный воск. Его красят различными пигментами, как природного, так и искусственного происхождения. В качестве упрощенного и наиболее доступного варианта можно использовать цветные восковые мелки.
    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}
    Для того, чтобы воском стало можно рисовать, его необходимо растопить, сделать жидким.
    Растопить воск можно при помощи специального утюжка (это может быть небольшой дорожный утюг без пара).
    Воск плавят на поверхности утюга. А дальше рисуют... прямо утюгом, проводя им по бумаге.
    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle} {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}
    Если утюг резко поднять вверх, то растопленный воск образует не плавные переходы цвета, как на фото выше, а интересный эффект волн.

    Кончиком утюга можно нарисовать травинки, листья.

    Еще один прием рисования. Растопить воск на поверхности утюга, накапать на бумагу.
    Затем горячим феном разогнать краски по фону.
    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}

    Для работы, в зависимости от необходимой температуры, могут использоваться и мощные фены для волос и строительные фены.

    Вот такой эффект можно создать феном.
    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}

    При помощи фена можно слегка растопить нанесенное изображение и спонжиком придать ему фактурность. Либо воск растопить на утюге, нанести на спонж, а потом рисовать на бумаге.
    Вот так может выглядеть эффект использования спонжа.
    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}
    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}

    Еще один способ рисования: бумагу, холст или другую основу для изображения кладут на специальный стол с подогревом (как электроплитка). Инструменты для создания специальных эффектов: спонжи, шпатели, жесткие кисточки, валики.
    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}
    Для рисования на горячем столе используется валик.
    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}

    На закрашенном воском фоне стеками и шпателями наносится рисунок, как бы процарапывая, раздвигая фоновый воск.
    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}

    Этот прием тоже для рисования на горячей поверхности.
    Вот такие эффекты можно сделать шпателями.
    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}

    Еще один способ: воск растапливают на специальной плитке.В процессе работы поддерживают его в растопленном виде и рисуют, как обычными красками.
    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}

    Смешивают цвета тоже на плитке.
    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}

    А после застывания воска можно еще и создать нужную фактуру специальными скребками.
    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}
    Очень важно при работе с нагревательными приборами соблюдать технику безопасности!

    Интересного вам творчества!
     
  2. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.439
    Симпатии:
    2.284
    Энкаустика - (от др.-греч. ένκαυστική — "Он вжег") — это техника живописи горячим воском. Вот что написано о ней в Словаре Брокгауза и Эфрона (1890-1907 гг):

    "Энкаустика — у древних греков и римлян способ живописи восковыми красками. В чем именно состояла техника этого теперь утраченного способа — остается невыясненным.

    Основываясь на показаниях Плиния Младшего ("Histor. natur"., XXXV, 11, 39 и 41) и Витрувия ("De architectura", VII, 9), надо полагать, что существовало два рода Э. Иногда красочные вещества, смешанные с воском, накладывались на расписываемую поверхность при помощи сухой кисти, после чего по ней проходились нагретым металлическим шпателем (cauterium); от его теплоты восковые краски распускались, сливались одна с другой и прочно приставали к поверхности. В других случаях восковые краски употреблялись в жидком состоянии (полученном через подогревание их на огне или через прибавку к ним вещества в роде терпентина); ими писали кистью подобно тому, как пишут водяными красками, а затем сплавляли их между собой и сглаживали через повторенное несколько раз приближение к ним жаровни с горячим углем. Образцы Э. дошли до нас в писанных на досках портретах мумий эллинистической эпохи Египта, найденных в Файюмском оазисе, а также в некоторых из стенных декоративных украшений, открытых в Геркулане и Помпее.

    В новейшее время неоднократно были делаемы попытки возродить этот давно, еще в средние века, заброшенный род живописи, между прочими такие попытки делались технологом Фернбахом, живописцами Ю. Шнорром, Роттманом, Преллером и др.; но все, что было сделано по этой части, имеет мало общего с приемами древней Э."

    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}
    Фото. Юноша в золотом венке. Начало II в. н. э. Дерево, энкаустика, темпера. ГМИИ им. Пушкина.

    Да-да, энциклопедисты были правы - еще 100 лет назад об энкаустике знали лишь специалисты. Думаю, они и представить себе не могли, что совсем скоро она станет известной и доступной всем.

    Но, вернемся в историю....

    "Кто первый придумал писать воском и вжигать картину — неизвестно". Эта фраза, написанная древнеримским историком Плинием Старшим почти 2 тысячи лет назад, справедливо и сегодня. Не только потому, что мы и сейчас не знаем имени первого энкауста. История этой области до сих пор остается весьма малоизученной (последние сибирские находки древних камней, расписанных энкаустическими красками, датируют 32-м тысячелетием до н. э.).

    Наиболее известными образцами древней энкаустики являются т.н. "фаюмские портреты" - погребальные живописные изображения усопших (первые настоящие "портреты" в истории!). Они относятся к периоду Римского завоевания Египта ( I—III века) и получили свое название по оазису Фаюм в Египте, где были впервые найдены и описаны в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Их прообразами были погребальные маски, распространенные в древнем Египте.

    Изучив такие маски в коллекциях Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Государственного Эрмитажа, ученые обнаружили на них восковые краски. Этому открытию способствовало тщательное исследование красочного слоя: на нем видны отчетливые потеки (голубые, черные, желтые краски), трещины (охра, белила, сиена) и даже следы вскипания красок, что позволяет предположить, что древнеегипетские художники знали несколько техник нанесения восковой краски: наносили расплавленные (текучие) краски и сочетали их с использованием сухих красок, которые потом оплавляли огнем. Это позволяет предположить, что искусство берет свое начало в Древнем Египте.

    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle} {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}
    Фото. Энкаустика на картоне. Автор работы - Супермама.

    Фото. Энкаустика на картоне. Автор работы- mimiko.

    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}
    Фото. Цунами. Энкаустика. Автор работы - ...Мария...

    Доказательствами другой, "римской" версии возникновения энкаустики могут служить фрагменты римских стенных росписей, хранящихся в нью-йоркском музе Метрополитен и относящихся к I веку до н. э. Они мастерски выполнены на штукатурке в энкаустической технике.

    Была энкаустическая живопись была распространена и в Древней Греции. С каким благоговением относились в там к произведениям энкаустов, можно судить хотя бы по такой легенде: когда Деметрий Полиокрет осадил Родос и ему пришлось брать город с той стороны, где была расположена мастерская знаменитого энкауста Протогена, Полиокрет, из боязни повредить мастерскую, снял осаду.

    К сожалению, до нас не дошло ни одной станковой энкаустической картины Древней Греции - основная часть произведений лучших греческих энкаустов была перевезена в Рим и, предположительно, погибла во время пожара в 410 году нашей эры, при взятии Рима Аларихом.

    Однако ученых ждало еще одно удивительное открытие: при раскопках древнего города Халчеяна на территории современного Узбекистана (середина I-го тысячелетия до н. э. - III в. н. э.) были обнаружены росписи на омыленном воске, напоминающие по технике исполнения египетские надгробные маски и файюмские А позднее - росписи восковыми красками по камню, кости, золоту нашли при раскопках на территории современных Мексики, Перу, острова Пасхи.

    Выходит, энкаустика - это очень древнее и интернациональное искусство.

    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}
    Фото. Зима. Однотонный мелок, энкаустика. Автор работы - ОсиповаОльга

    Как же работали древние мастера?

    Вот как описывает процесс создание картины древнеримский поэт Анакреон в совей оде, обращенной к художнику-энкаусту:"Встань, о лучший из художников! Нарисуй, о лучший из художников, мастер в Искусстве Родосском, нарисуй, как я скажу, мою далекую подругу. Нарисуй, прежде всего, ее черные мягкие волосы, и, если воск твой это может, нарисуй их благоухающими. Выше век нарисуй под темными локонами чело, белое, как слоновая кость. Пусть дуги бровей не раздельными будут и не соединенными, но, как у ней, пусть одна, нежно теряясь, переходит в другую. Но для взгляда очей должен ты взять чистое пламя. Пусть будут они лазурно-блестящими, как у Афины, и влажными, как у Цитерии. Нарисуй ей нос и щеки, смешав молоко и розы, и губы нарисуй, как у Пейто, сладостно влекущими к поцелую. У подбородка и мраморной шеи пусть витают хариты. Одень ее, наконец, в сияющий пурпур, и пусть немного просвечивает тело. Стой! Вот я ее уже вижу! Еще мгновение — и ты, воск, залепечешь!"

    Уже тот факт, что слово "воск" в античном искусстве служило синонимом слову "краска", можно догадаться о том, какую роль играла энкаустика в древнегреческом искусстве.

    Если изучить внимательно фаюмские портреты, можно заметить особый объемные характер мазка (пастозность - как говорят специалисты). В начале каждый мазок боле расплывчатый, в конце - более тонкий и плотный. Очевидно, что такие мазки выполняли предварительно расплавленным цветным воском: пока он жидкий - краска растекалась, когда воск остывал и твердел - мазок получался рельефным. Направление мазков обычно следовало формам лица — на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем. Контуры лица и волос писались более жидкими красками, с большим добавлением масла. Затем живописный слой оплавляли огнем жаровни или открытым пламенем. На разогретых воск часто накладывали золотую фольгу.

    Оплавленные пламенем жаровни, восковые краски приобретали удивительное свойство сохранять яркость и сочность цвета в течение тысячелетий.

    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle} {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}
    Фото. Пейзажи в технике энкаустки. Автор работы - Алла Бехтольд
     
  3. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.439
    Симпатии:
    2.284
    Использовали древние энкаусты и специальные инструменты - каутерии: они были обнаружены при раскопках захоронения древнеримских художников в Сен-Медар-де-Пре (Франция) и Сен-Гюбере (Бельгия). Первые инструменты представляли собой бронзовые стержни, с одной стороны оканчивающиеся плоской лопаточкой с закругленными краями, а с другой стороны — удлиненной ложечкой.

    А найденный в 1900 г. в Керчи античный саркофаг, расписанный восковыми красками, изображает мастерскую древнего художника-энкауста и позволяет представить, как работали античные мастера. На росписи художник с каутерием в руках изображен сидящим около жаровни, на которой он нагревает свои инструменты. Перед ним стоит ящик с ячейками для красок, в точности такой же, как найденный в погребении, и мольберт с укрепленной на нем основой картины.

    Позднее исследователи восстановили технику этой древней живописи. Когда художнику нужно было сделать каутерием мазок определенного цвета, он вынимал из ячейки ящика, в котором хранились готовые краски, комочек нужного ему цвета и отделял от него нагретым каутерием необходимый кусочек краски (ровно на один мазок!). Краска при этом плавилась и затекала на одну из сторон ложечки. Эта сторона ложечки с затекшей на нее восковой краской подносилась к основе, делался мазок. Мазок этот неизбежно приобретал специфическую форму: он имел выемку посредине по всей длине и характерную капельку в месте отрыва инструмента. Все мазки, которые были сделаны одним и тем же каутерием, были одинаковыми. Если художник хотел сделать мазок другой формы или размера, он брал другой каутерий.

    А так как смешивать краски на каутерии невозможно, переходы тона достигались за счет близко расположенных мазков разного оттенка.

    Каутерием с плоской лопаточкой можно было разровнять поверхность, например, чтобы наслоить один мазок поверх другого. Такой каутерий часто использовали нагретым.

    Кроме каутерия художники использовали и кисть. Для работы кистью нужны были расплавленные краски: их помещали в керамические баночки и нагревали. Причем, мастеру приходилось постоянно следить за тем, чтобы краски оставались в расплавленном состоянии, но при это не перегревались и не теряли цвет и свойства. Зато так можно было смешивать краски различных цветов, добиваясь необходимых оттенков.

    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}
    Фото. Икона "Сергий и Вакх". VI—VII вв. Синайский монастырь. Киевский музей западного и восточного искусства .

    Кистью портрет прописывался несколько раз. Сначала более жидко, затем все более пастозно. Каждый слой мазков потом оплавляли раскаленной жаровней. Это делалось для лучшего сцепления слоев и чтобы удалить случайно попавшие в живописный слой пузырьки воздуха. Но и главное - в результате оплавления живопись приобретала свой характерный неповторимый блеск.

    Эллинистическая техника энкаустики была позаимствована византийскими мастерами ранней иконописи. Самыми яркими иконографическими примерами техники энкаустики считаются образ Христа Пантократора (VI век), находящийся в монастыре Св. Екатерины на Синае, а также четыре иконы — "Сергий и Вакх", "Богоматерь с младенцем", "Мученик и мученица", "Иоанн Предтеча" — ныне они хранятся в Киевском государственном музее западного и восточного искусства.

    Раннехристианская энкаустическая живопись — иконы, написанные в Византии, Северном Египте и Малой Азии — по технике исполнения была более совершенна и отличалась от фаюмских портретов. Был использован подмалевок и специальный грунт. Краски на восковом связующем здесь наносили кистью, в жидком состоянии и, судя по характеру мазка, очень быстро, с незаметным переходом друг в друга. Лица прописывали (можно сказать - "лепили") очень уверенно и энергично в несколько слоев, с участием нескольких красок, в результате чего детали лица получались рельефными, с тонкими переходами оттенков.

    Однако в VI веке искусство энкаустики постепенно пришло в упадок. Активное распространение христианства потребовало большого количества икон. Энкаустика, с ее трудоемкой и требующей длительного времени технологией, уже не в состоянии была удовлетворить растущий с каждым годом спрос. И постепенно энкаустика вытесняется более легкой и быстрой в исполнении темперой.

    Возрождение энкаустики началась в XVIII веке в Германии и Бельгии, под влиянием открытия археологических памятников греко-римского мира. На волне популярности античного искусства энкаустика быстро вошла в моду - европейские художники создавали полотна в этой технике на протяжении почти целого столетия (тогда еще не были открыты и изучены фаюмские портреты, и технологию многие мастера придумывали сами).

    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}
    Фото. Энкаустика на картоне. Автор galaes.

    Было у энкаустики и третье рождение - оно пришлось на середину XX века. Именно тогда московские живописцы, отец и дочь В. и Т. Хвостенко, предприняли попытку в точности возродить технологию древней энкаустики. Считается, что многие секреты ими были раскрыты, но много новых приемов восковой живописи они изобрели сами.

    Возможно именно тогда интерес к древнему искусству завладел и душами непрофессионалов. Древние техники упростились, но не утратили двух своих главных атрибутов - "воск" и "тепло" Правда воск в современной энкаустике может быть представлен восковыми мелками или восковой пастелью, а вместо жаровни энкаусты наших дней частенько используют ... самые обычные бытовые утюги! Именно поэтому этот вид творчества так и называют - "живопись утюгом". Как это бывает - спрос рождает предложение, и сейчас в магазинах товаров по рукоделию не составит труда найти специальный воск для энкаустики, специальные утюги, паяльники, каутерии, шпатели и прочие атрибуты восковой живописи.

    Кстати, занятия энкаустикой не требуют умения рисовать. А вот чувство цвета, фантазия, творческое начало понадобятся непременно... И в результате на картоне останется застывшее в ярком воске мгновение. Не века. Ведь восковые краски, как мы помним, не тускнеют со временем.

    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle} {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}
    Фото. Работы в технике энкаустики. Автор работы - баунти
     
  4. Провинциалка

    Провинциалка Умудренный пользователь

    Сообщения:
    479
    Симпатии:
    302
    Я удивлена и поражена, ведь у меня в детстве были такие мелки и я не знала, что их или рисунок из них можно нагревать для пущего эффекта:):):)
     
    Еленка нравится это.
  5. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.439
    Симпатии:
    2.284
    Кстати хорошее замечание.
    Много чего в нашем детстве было, но мы не знали этому применение.
    Сейчас конечно интернет о великое спасение.
     

Поделиться этой страницей