Италия, будучи католической страной, во многих сферах жизни подвержена влиянию церкви. Всецело это относится и к вопросам брака и семьи. Сложная семья, состоявшая из трех поколений, была распространена в Италии в конце ХIХ - начале XX века. Французское завоевание нанесло серьезный удар по католицизму. Кодексом Наполеона законным был признан только гражданский брак, в противопоставление церковному. Во многих областях итальянскими властями был введен торжественный ритуал оформления брака. Для этого в обиход был введен такой атрибут как дерево свободы. Вступающие в брак молодые должны были, согласно введенной церемонии, пританцовывая и распевая свадебные куплеты, трижды при свидетелях обойти вокруг самого большого дерева местности. После чего брак оформлялся в муниципалитете. С уходом Наполеона церковный брак в Италии вновь был восстановлен, но затем законным вновь стал считаться только гражданский брак. Вплоть до 1970-х годов развод был запрещен итальянским законодательством. Добиться в случае неудачного брака можно было только «раздельного жительства». Итальянский Гражданский кодекс законов вступил в действие в 1866 году. Этот кодекс отражал многие аспекты правовых и имущественных отношений супругов. К примеру, кодекс говорил о том, что, вступая в брак, женщина должна принести мужу доте – приданое, включавшее наличный капитал и недвижимость. Приданое уходит в глубину веков своими корнями. В Древнем Риме отец вручал приданое будущему мужу своей дочери. Изначально и его размерах договаривались устно, а затем передача приданого стала оформляться как юридический акт. Делилось приданое на две части, одна из которых становилась полной собственностью мужа, а другая оставалась в ведении жены. Помимо доте жена приносила в дом личные вещи, белье, кухонную утварь. Эта часть приданого называлась корреда, размер ее определялся двумя семьями совместно. К незамужним женщинам итальянское общество относилось крайне критично. Публичному осмеянию подвергалась иногда вся семья такой женщины. Существует итальянская поговорка, очень категорично говорящая о невышедших замуж девицах: «Женщина без мужа – муха без головы». Не удивительно, что главнейшей обязанностью отца и его сыновей было выдать дочь и сестру замуж. Жениться итальянские юноши предпочитали как правило на девушках из своей местности.
Возможностей для знакомств у молодых людей было множество. К примеру, существовал специальный ритуал выбора бефан – так называемых пробных обрученных. Осуществлялся он таким образом. Имена девушек и молодых людей писались на отдельных листках. Записки эти тянули таким образом, чтобы образовывались пары, после чего «пробные» обрученные должны были вести себя так, словно они на самом деле обручены: демонстрировали привязанность, обменивались подарками. Зачастую обручение становилось настоящим. Но если этого не происходило, никаких обязательств ни девушка, ни молодой человек не несли. Гадания, носившие коллективный характер, были широко распространены в Итальянском обществе. Собравшись в чьем-либо доме у очага зимним вечером, девушки, например, брали лист оливы или зеленого мирта и, загадав имя, бросали его на горячий пол. Если лист потрескивал – молодой человек должен был стать мужем гадающей девушки. Также молодежь виделась на ярмарках, карнавалах, праздниках, в церкви. Однако же свободно общаться друг с другом юноши и девушки не могли. Девушку, которая одна выходила из дома, строго осуждало общество. После знакомства с приглянувшейся девушкой, молодой человек начинал ухаживания. Традиционной формой ухаживания в Италии является утреннее и вечернее пение. Как правило молодой человек с друзьями под окном девушки исполнял под аккомпанемент гитары любовную песню: маттинату (утром) или серенаду (вечером). Девушка в знак одобрения обычно бросала цветок своему возлюбленному. Брак по сговору являлся традиционной формой, но вплоть до недавнего времени была и другая – брак похищением (уводом, умыканием и пр.). Эта форма заключения брака, известная у многих народов, своими корнями уходит в далекую древность. Такая практика увода невест описана уже в древнеримской легенде о похищении сабинянок. Легенду эту приводит Тит Ливии в Римской истории от основания города. Подобная форма брака в Италии ХIХ века диктовалась невозможностью найти необходимые средства на проведение свадьбы – то есть экономическими соображениями. Также к такому браку прибегали в том случае, если родители девушки не давали согласия на брак. Помимо этого, существовал и другой обычая, суть которого заключалась в том, чтобы публично скомпрометировать девушки и таким образом добиться согласия ее родителей. Если молодой человек публично срывал с головы девушки нагрудный платок или головную накидку, родители были вынуждены отдать дочь за него, так как по нормам того времени жениться на ней было позорно для любого другого мужчины.
Одним из важнейших этапов свадебного обряда являлось сватовство. Иногда молодой человек сам просил руки у матери девушки, но в основном предложение делалось при участии свата или свахи. День официального сватовства назначался после предварительных переговоров между сватом и родителями невесты. В дом невесты семьей жениха направлялось посольство, состоявшее из родителей и свата. Будущие новобрачные при встрече двух семей не присутствовали. После того как семьи договорились о браке, назначалась дата представления жениха невесте. Как правило это был ближайший праздничный день. Семьи жениха и невесты выстраивались в два ряда, друг напротив друга в доме невесты. Каждый член семьи жениха представлялся по очереди семье невесты, после чего жених пожимал невесте руку. Обычай этот в Древнем Риме назывался «соединением рук». Современным его значением является акт заключения брака. Итальянские поверья позволяли вступать в брак в любое время года за исключением дней великого поста и месяца мая. Поверье это восходит к древним римлянам. Несколько различных объяснений были описаны Плутархом, но считается что ближе к истине был Овидий. Он связывал запрет с тем, что в мае проходит праздник, посвященный духам усопших. Больше всего браков заключалось по осени, а наиболее благоприятными днями считались суббота и воскресенье. Плохим предзнаменованием являлось торжество во вторник и в пятницу. После того как день свадьбы был определен, а имущество и приданое невесты обсуждено, стороны заверяли нотариальным актом список вещей. По наименованию все вещи невесты были примерно одинаковы, различие заключалось лишь в качестве. Учитывались в том числе вещи, надетые невестой в день свадьбы. Таким образом в списке могли встречаться фразы по типу: «Обутая и одетая невеста, как она есть». Заверенный список вещей, таким образом, был не чем иным как свадебным контрактом. Обручение происходило как правило во время какого-либо религиозного праздника. По такому случаю дом невесты украшался цветами. Жених со своим отцом и музыкантами шел к дому невесты. Отец же вел переговоры с отцом девушки, оставив сына на улице. Договоренность о сроках свадьбы и приданом подкреплялась рукопожатием. После этого жениха и музыкантов приглашали в дом, происходил обмен подарками. Затем открывали бал, продолжавшийся до поздней ночи, всех угощали вином и сладостями. Но даже после обручения жених и невеста не могли оставаться друг с другом наедине. Бывать в доме жениха невесте запрещалось. При этом ни жених, ни невеста уже не могли отказаться от вступления в брак.
Организаторы должны были объявить о свадьбе не менее чем за три недели до торжества. Три воскресенья подряд о предстоящем бракосочетании также объявлял священник. Церемония перевозки приданого в дом будущего мужа проводилась за восемь дней до свадьбы. Самым же главным в день свадьбы являлся обряд «одевание невесты». Совершался он торжественно: невесте помогали подруги. Те из них, кто помогал шить платье, согласно поверью сами выйдут замуж в течение года. Венчаться в церковь невеста шла в праздничном наряде, характерным для ее местности. Белый наряд невесты вошел в традицию только в ХХ веке. Предметы туалета в свадебном наряде невесты были как правило красного и зеленого цветов. Скорее всего красный цвет являлся отголоском древнеримской традиции покрывать головы молодоженов красным покрывалом под названием фламмеум (от латинского огонь, пламя). Позже, уже в начале ХХ века эта традиция нашла отражение в апельсиновом цвете фаты невесты. В ХIХ веке свадебные наряды молодоженов дополнялись венцами. Жених с родственниками в день свадьбы отправлялся за невестой. Невеста в это время прощалась с родителями. Обряд прощания включал в себя ритуальный плач, показывающий скорбь невесты в связи с тем, что ее отрывают от родных и отчего дома. После этого перед домом невесты организовывался «кортеж Невесты» - свадебный поезд. Жениха и невесту при выходе из церкви после венчания осыпали пшеницей, рисом, хлебными крошками, монетами, цветами, орехами, солью, конфетами. Затем свадебный поезд во главе с новобрачными отправлялся обратно. Зачастую путь процессии преграждали веревкой или лентой, и молодые по традиции возвращались из церкви другой дорогой. У дома жениха невесту осыпала зерном свекровь. При вхождении молодой жены в новую семью большое значение имели обряды, связанные с порогом. Невеста должна была перепрыгнуть порог, ни в коем случае не задев его. Часто жених сам переносил невесту через порог дома. Существовал этот обряд уже в Древнем Риме. Многие античные авторы, включая Плутарха, Лукиана и др., искали ему объяснение. Существовало поверье, что пороги посвящены богине девственности Весте, и не следует ее беспокоить. В ХIХ веке в Италии обычно проводилось два свадебных застолья – в доме невесты и в доме жениха. Но к началу ХХ века, основываясь на практических соображениях, стали организовывать лишь один свадебный обед в любом из домов. Расходы при этом делились между двумя семьями пополам.
Завершалась свадьба танцами, которые начинала невеста. Ритуал этот служил символом укрепления связей между молодыми, их семьями и гостями. Невеста сначала танцевала с женихом, а потом по очереди с гостями. Традиционную тарантеллу танцевали только на юге Италии, а в большинстве областей исполнялись общеевропейские танцы. Обычно они прерывались песнями и играми. После торжественного пира совершался обряд сопровождения молодых к брачному ложу. Спальная комната была украшена цветами и зеленью, углы окроплялись святой водой. Брачное ложе стелили обе матери. У изголовья они помещали распятье, а под матрац клали амулеты, отпугивающие злые силы. Молодые должны были съесть несколько кусочков фруктов перед тем как лечь в постель. Наутро после первой брачной ночи совершался обряд «доброе вставанье»: матери посещали молодых, приносили еду и кофе. Когда молодые вставали, их постель осматривали в поисках доказательства девственности невесты.