Кружевоплетение – это традиционный вид уникального русского народного искусства. Кружево – декоративные элементы из ниток и ткани. Ажурный узор, образованный переплетениями нитей, является общим признаком всех видов кружев. Техника кружевоплетения используется в оформлении одежды, в частности, воротников, подола, рукавов и, конечно же, нижнего белья. Часто кружева применяются в оформлении интерьера квартиры или дома (панно, покрывала, скатерти, занавески, подушки, одеяла и пр). Кружевоплетение – трудоемкое и тонкое занятие. Ассортимент изделий с использованием техники кружевоплетения чрезвычайно велик. Наиболее актуальным видом кружевоплетения является изготовление украшений и аксессуаров.
Понятие и виды кружева На русском языке «кружево» происходит от слова «окружать» и обозначает отделку края одежды (рукавов и подолов). Первоначально кружева были только мерными – представляли собой тонкие полоски ажурного узора, и поэтому использовались как раз для отделки одежды и мебели по краю. С развитием кружевоплетения «кружевом» стали называть ажурное изделие без тканой основы, которое не просто украшает какую-либо вещь, а является самостоятельным элементом декора одежды и интерьера (салфетки, воротники и т.п.). По технике выполнения выделяется три вида кружева: шитое иглой, плетеное на коклюшках и вязаное на прутках или крючком. На самом деле кружевом в полном смысле этого слова могут считаться только два первых типа – шитое и плетеное. Вязание крючком представляет собой другой тип рукоделия – вязку, лишь иногда имитирующую кружевоплетение.
Техника плетения коклюшечного кружева Основными элементами для изготовления кружева на коклюшках являются: коклюшки – деревянные палочки, на которые навиваются нити для плетения; длина коклюшек обычно составляет 17-20 см, материал изготовления – ель, береза, клен; нити для плетения – как правило, используются хлопок (мулине, ирис), лен, шелк, иногда вплетаются металлизированные нити, полиэстр, нейлон, шерсть; от типа и количества навиваемых нитей зависит толщина и плотность кружева; сколок – рисунок, согласно которому выплетается кружево; рисунок наносится на плотную бумагу (картон) и прикрепляется к бабине; бабина – подушка-валик цилиндрической формы, плотно набитая опилками или сеном, на которую прикрепляется сколок и навешиваются коклюшки; подставка – подставка для бабины может быть напольной (раскладная подставка на ножках) и настольной (небольшая подставка, фиксирующая положение круглой бабины), подставки чаще всего делают из дерева, но на практике встречаются и другие варианты (плотный картон, металл, пластик и пр.); металлические булавки – швейные булавки с «головкой», которые втыкаются в бабину в процессе плетения кружева; крючок – тамбурный крючок или крючок для вязания используется в сцепной технике плетения кружева для соединения поворотов вилюшки и других элементов кружевного изделия между собой. Два ключевых приема, с помощью которых плетутся все кружевные изделия на коклюшках, – это перевив и сплетение коклюшек. С помощью комбинирования этих двух основных приемов формируются все элементы кружева. Используемые в изделиях кружевные элементы различаются от региона к региону, но основными тремя, на сочетании которых строится практически любой узор, являются: плетешок – простая веревочка, которая получается путем перевива и сплетения нитей; с помощью плетешков формируется сложная сетка, ажурные «паучки» и другие кружевные элементы; полотнянка – полоска плотного кружева, которая плетется несколькими парами коклюшек, где одна пара является ходовой и двигается зигзагом, а остальные – основными, лежащими вертикально по ходу полотнянки; выделяются разные виды полотнянки в зависимости от того, какие пары и сколько раз перевиваются в процессе плетения; в сцепной технике плетения полотнянка используется в качестве «вилюшки» – полоски, которая извивается и формирует основу кружевного узора; насновка – плотный ромбовидный кружевной элемент, который чаще всего используют для создания цветов, она похожа на лепесток и плетется двумя парами коклюшек, когда три коклюшки выступают основой, а одна коклюшка проплетается между ними. Создание кружевного изделия – это долгий и кропотливый труд, в который вовлечены разные специалисты. Конструктор разрабатывает лекала изделия, так же, как и лекала любого предмета одежды. Затем художник прорисовывает узор по лекалу и создает сколок изделия, согласно которому кружевницы уже плетут вещь. Одно изделие может изготавливаться несколькими кружевницами – каждая из них выплетает свою часть, а потом все части соединяются вместе. Срок изготовления кружевного изделия зависит от мастерства и опыта кружевницы. В среднем жакет или блузка выплетаются одним человеком 2-3 недели.
Виды кружева Коклюшечное кружево разделяется на три основных вида: численное, парное (многопарное) и сцепное. Численное кружево чаще всего выполняется без сколка, мастерство кружевницы проявляется в том, что она считает нити (от этого название – «численное кружево»). Численное кружевоплетение в основном используется для изготовления мерных кружев. Парное кружево требует очень большого числа коклюшек, иногда до 300 пар (отсюда второе название – «многопарное кружево»), и считается наиболее сложным видом кружева. Сцепное кружево выполняется по сколку небольшим количеством коклюшек (от 6 до 12 пар), его особенностью является использование вязального или тамбурного крючка для соединения элементов кружева между собой («сцепное кружево» – от слова «сцеплять»).
Цвета в кружеве. Создание цветного сцепного кружева - это более высокая ступень в искусстве цветного кружевоплетения. Оно требует знакомства кружевницы с основами цветоведения (свойствами цвета), закономерностями сочетания цветов и т.д. Удачно подобранные цвета могут "спасти", сделать интересным даже неудачный рисунок кружева и, наоборот, лучший рисунок бывает испорчен неумелым подбором цветов ниток. Все цвета можно разделить на две группы – ахроматические (бесцветные), к которым относятся белый, черный и все оттенки серого цвета и хроматические (спектральные), к которым относятся все цвета и оттенки цвета. Хроматические цвета характеризуются тремя свойствами: светлотой, цветовым тоном и насыщенностью.
Светлота цвета - это относительная близость его к белому цвету. Так различают светло - голубой и синий цвета, салатный и зеленый. Цветовой тон - отношение цвета к его оттенкам. Разницу в цветовом фоне одного и того же цвета можно обнаружить, смешивая краски; желтая краска без примеси другого цвета будет отличаться от такой же краски с примесью красного или синего цвета (желтый, оранжево - желтый, желто-зеленый и т.д.). Насыщенность цвета - это степень его яркости, которая может изменяться в зависимости от наличия в нем серого цвета. Хроматические цвета делятся на теплые и холодные. Красные, желтые, оранжевые тона, напоминающие цвет огня, относятся к теплым. Голубые, синие, синевато-зеленые, ассоциирующиеся с воздушным пространством, льдом - к холодным. Теплота и холодность тона зависят от преобладания в нем оттенка теплого или холодного цвета. Так, красный цвет может быть холодным, если он с синеватым оттенком, зеленый - теплым, если он с желтоватым оттенком, фиолетовый - холодный с синеватым оттенком и теплым с красноватым. Теплые тона привлекают больше внимания и создают впечатление близости предмета, холодные - отдаленность. Наиболее приближающим эффектом обладает желтый цвет, а наиболее удаляющим - синий. Пользуясь этим свойством цветов, кружевница может усилить рельефность кружева, сделать узор более четким, передать объемность форм. Фон следует брать отступающим, а рисунок выступающими тонами. Все хроматические цвета лучше выступают на сером фоне. Существует понятие, как легкость и тяжесть цвета. Тяжелыми цветами чаще всего бывают темные, насыщенные, теплые; легкими - светлые, холодные. Желтые и красные тона кажутся более плотными, тяжелыми по сравнению с голубыми, синими, воспринимающимися как воздушные. В кружеве должна быть выдержана закономерность соотношения цветовых частей и общее равновесие цвета - цветовая гамма. Признаком гармоничности сочетаний является свойство тонов взаимно повышать звучность цвета, не производя впечатления пестроты. Общее равновесие достигается таким соотношением всех цветов и тонов, которое подчинялось бы общему (среднему) тону. Иными словами, нужно, чтобы каждый цвет или тон узора, взятый в сочетании с другими цветами, не выпячивался и не пропадал, а участвовал в создании общего впечатления от изображения, подчеркивая его главные детали. Наиболее простыми гармоничными сочетаниями являются сочетания разбеленных и затемненных тонов одного цвета (оттенков), например, фиолетового и сиреневого. Хорошо сочетаются светлые тона - розовый, голубой, светло-зеленый и т.д. с белым. Сочетания темных цветов с белым гармоничны, но резки. Вообще, с черным и белым сочетаются все цвета, однако при непосредственном соприкосновении с темно-зеленым; синим и фиолетовым черный приобретает грязноватый оттенок. На белом цвете все цвета темнеют и хорошо выделяются. Теплые тона выигрывают рядом с темными, а холодные со светлыми. Находя гармоничные сочетания, следует учитывать количественное сочетание цветов. Зеленый цвет на красном фоне сочетание резкое, неприятное, в то время как небольшое красное пятно на зеленом фоне производит очень спокойное впечатление. Узор выглядит плоским, если выполняется одним цветом, и приобретает объемность, если на него положены несколько штрихов другого цвета или оттенка. Темные нити создают видимость углубления (удаляют), светлые - дают выпуклость (приближают). Учитывая, что цвета воспринимаются не только рельефность кружева, сделать узор более четким, передать объемность форм.
Нужно учитывать, что цвета воспринимаются не только оптически, но и эмоционально, т.е. они воздействует как на глаз, так и на чувства человека. Цвета (световые волны определенной длины) раздражают чувствительные окончания клеток глаза. Раздражение передается через глазной нерв центральной нервной системе. Поэтому - цвета могут вызывать определенные эмоции. На основании научных наблюдений были установлены следующие реакции на цвета. Желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости. Зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, жесткое. Символика: желтого цвета - жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости. Ярко-желтый - ненависть, зависть своеволие, лживость. Оранжевый - теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильнодействующий. Символика: тепло, солнце, власть, радость, тщеславие. Красный - наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими. Светлые оттенки действуют возбуждающе, наступательно, темные - серьезно, солидно. Символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, свобода, революция, огонь, праздничность. Фиолетовый - светлый, но так же и мрачный, торжественный, роскошный, Служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие. Символика: величие, достоинство, великолепие, дружба, Синий - тихий, тяжелый, отдаляющий, холодный, но полный энергии. Голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные. Символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие. Зеленый - связующий, успокаивающий, мирный, пассивный. Светло – зеленый - оживленный, веселый. Темно—зеленый - холодный, сдержанный, отступает, особенно рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттесняет синий на второй плен. Символика: надежда, покой, мир, плодородие, тоска . Белый - нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными красками. Цвет, который в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность. Символика: невинность, целомудрие, чистота. Черный - нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов. Символика: траур, скорбь, серьезная торжественность.
Как стирать кружево Мерные кружева стирают в теплой воде. Для этого наматывают кружева на стеклянную банку. В таз с теплой водой кладут немного стирального порошка и размешивают. Банку с намотанными кружевами опускают в таз. Слегка касаясь кружева мягкой губкой, их моют мыльной водой, а затем ополаскивают в теплой воде. Банку с кружевами ставят на полотенце в теплое место до полного высыхания. Когда кружева высохнут, снимите их с банки и прогладьте утюгом через белую ткань. Для стирки отдельные изделия прикрепляют на поролоновую подушку. Стирают кружева в теплой мыльной воде, слегка касаясь их мягкой губкой. Затем подушку с кружевами ополаскивают теплой водой, и снимают их с подушки. Потом кладут между двумя кусками белой ткани в теплое место. Во влажном состоянии их проглаживают через белую тряпку до полного высыхания. Чтобы кружева хорошо лежали на одежде, имели естественный блеск и долго не пачкались, их подкрахмаливают.
Намотка нитей на коклюшки Так как кружево плетется не отдельными коклюшками, а парами, то наматывают на них нитки парами: вначале на одну, а затем, не отрывая нити, на другую коклюшку, которую при наматывании нитки держат в правой руке и вращают только справа налево как можно туже и ровнее. Намотав 2 — 3 м ниток, ее закрепляют петлей, как показано на рис.2. Для этого кладут большой палец правой руки на намотанные нитки на шейке коклюшки и продолжением нитки оборачивают палец. Образовавшуюся на пальце петлю сбрасывают на головку коклюшки. Затем отматывают нить примерно такой же длины, отрывают ее и наматывают на вторую коклюшку. Закрепляют намотанную нить так же, как описано выше. Между намотанными коклюшками остается нить длиной до 30 см.
Прикрепление сколка На ровную поверхность подушки кладется картон, равный по величине сколку рисунка кружева, затем сколок и сверху — прозрачный полиэтилен (клеенка). Булавкой нужно подхватить немного материи верхней наволочки радом со сколком и воткнуть конец булавки, почти горизонтально валику, т.к. булавка не должна торчать.
Основные приемы плетения Приемы плетения кружев основаны на переборе-перекладывании в определенном порядке коклюшек с намотанными на них нитками. При работе коклюшки держат за середину их нижней части (т.е. ручки), не касаясь ниток. Плетение проводится одновременно двумя парами коклюшек, из которых одна находится в правой руке, другая в левой. Простейшие операции плетения носят названия «перевить» и «сплести». «Перевить» — это значит перекинуть, переложить правую коклюшку под левую, что делается движением одной руки или большого пальца той же руки. Перевив делают в зависимости от рисунка от одного до трех раз и более. «Сплести» — это значит внутреннюю коклюшку в правой руке перекинуть или подложить под внутреннюю коклюшку левой руки, т.е. две внутренние коклюшки из разных пар поменять местами, но збязательно правую под левую, а не наоборот. Переплетение «перевить» и «сплести» один раз называется «ползаплета». Повторив это плетение еще раз, получим плетение в полный заплет. Это азбука плетения.