Кружевоплетение

Тема в разделе "Рукоделие", создана пользователем Еленка, 20 фев 2014.

  1. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}
    Кружевоплетение – это традиционный вид уникального русского народного искусства. Кружево – декоративные элементы из ниток и ткани. Ажурный узор, образованный переплетениями нитей, является общим признаком всех видов кружев. Техника кружевоплетения используется в оформлении одежды, в частности, воротников, подола, рукавов и, конечно же, нижнего белья. Часто кружева применяются в оформлении интерьера квартиры или дома (панно, покрывала, скатерти, занавески, подушки, одеяла и пр). Кружевоплетение – трудоемкое и тонкое занятие. Ассортимент изделий с использованием техники кружевоплетения чрезвычайно велик. Наиболее актуальным видом кружевоплетения является изготовление украшений и аксессуаров.
     
  2. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Понятие и виды кружева

    На русском языке «кружево» происходит от слова «окружать» и обозначает отделку края одежды (рукавов и подолов). Первоначально кружева были только мерными – представляли собой тонкие полоски ажурного узора, и поэтому использовались как раз для отделки одежды и мебели по краю. С развитием кружевоплетения «кружевом» стали называть ажурное изделие без тканой основы, которое не просто украшает какую-либо вещь, а является самостоятельным элементом декора одежды и интерьера (салфетки, воротники и т.п.).

    По технике выполнения выделяется три вида кружева: шитое иглой, плетеное на коклюшках и вязаное на прутках или крючком. На самом деле кружевом в полном смысле этого слова могут считаться только два первых типа – шитое и плетеное. Вязание крючком представляет собой другой тип рукоделия – вязку, лишь иногда имитирующую кружевоплетение.
     
  3. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Техника плетения коклюшечного кружева

    Основными элементами для изготовления кружева на коклюшках являются:

    коклюшки – деревянные палочки, на которые навиваются нити для плетения; длина коклюшек обычно составляет 17-20 см, материал изготовления – ель, береза, клен;

    нити для плетения – как правило, используются хлопок (мулине, ирис), лен, шелк, иногда вплетаются металлизированные нити, полиэстр, нейлон, шерсть; от типа и количества навиваемых нитей зависит толщина и плотность кружева;

    сколок – рисунок, согласно которому выплетается кружево; рисунок наносится на плотную бумагу (картон) и прикрепляется к бабине;

    бабина – подушка-валик цилиндрической формы, плотно набитая опилками или сеном, на которую прикрепляется сколок и навешиваются коклюшки;

    подставка – подставка для бабины может быть напольной (раскладная подставка на ножках) и настольной (небольшая подставка, фиксирующая положение круглой бабины), подставки чаще всего делают из дерева, но на практике встречаются и другие варианты (плотный картон, металл, пластик и пр.);

    металлические булавки – швейные булавки с «головкой», которые втыкаются в бабину в процессе плетения кружева;
    крючок – тамбурный крючок или крючок для вязания используется в сцепной технике плетения кружева для соединения поворотов вилюшки и других элементов кружевного изделия между собой.

    Два ключевых приема, с помощью которых плетутся все кружевные изделия на коклюшках, – это перевив и сплетение коклюшек. С помощью комбинирования этих двух основных приемов формируются все элементы кружева. Используемые в изделиях кружевные элементы различаются от региона к региону, но основными тремя, на сочетании которых строится практически любой узор, являются:

    плетешок – простая веревочка, которая получается путем перевива и сплетения нитей; с помощью плетешков формируется сложная сетка, ажурные «паучки» и другие кружевные элементы;

    полотнянка – полоска плотного кружева, которая плетется несколькими парами коклюшек, где одна пара является ходовой и двигается зигзагом, а остальные – основными, лежащими вертикально по ходу полотнянки; выделяются разные виды полотнянки в зависимости от того, какие пары и сколько раз перевиваются в процессе плетения; в сцепной технике плетения полотнянка используется в качестве «вилюшки» – полоски, которая извивается и формирует основу кружевного узора;

    насновка – плотный ромбовидный кружевной элемент, который чаще всего используют для создания цветов, она похожа на лепесток и плетется двумя парами коклюшек, когда три коклюшки выступают основой, а одна коклюшка проплетается между ними.

    Создание кружевного изделия – это долгий и кропотливый труд, в который вовлечены разные специалисты. Конструктор разрабатывает лекала изделия, так же, как и лекала любого предмета одежды. Затем художник прорисовывает узор по лекалу и создает сколок изделия, согласно которому кружевницы уже плетут вещь. Одно изделие может изготавливаться несколькими кружевницами – каждая из них выплетает свою часть, а потом все части соединяются вместе. Срок изготовления кружевного изделия зависит от мастерства и опыта кружевницы. В среднем жакет или блузка выплетаются одним человеком 2-3 недели.
     
  4. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Виды кружева

    Коклюшечное кружево разделяется на три основных вида: численное, парное (многопарное) и сцепное. Численное кружево чаще всего выполняется без сколка, мастерство кружевницы проявляется в том, что она считает нити (от этого название – «численное кружево»). Численное кружевоплетение в основном используется для изготовления мерных кружев. Парное кружево требует очень большого числа коклюшек, иногда до 300 пар (отсюда второе название – «многопарное кружево»), и считается наиболее сложным видом кружева. Сцепное кружево выполняется по сколку небольшим количеством коклюшек (от 6 до 12 пар), его особенностью является использование вязального или тамбурного крючка для соединения элементов кружева между собой («сцепное кружево» – от слова «сцеплять»).
     
  5. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Цвета в кружеве.

    Создание цветного сцепного кружева - это более высокая ступень в искусстве цветного кружевоплетения. Оно требует знакомства кружевницы с основами цветоведения (свойствами цвета), закономерностями сочетания цветов и т.д. Удачно подобранные цвета могут "спасти", сделать интересным даже неудачный рисунок кружева и, наоборот, лучший рисунок бывает испорчен неумелым подбором цветов ниток.

    Все цвета можно разделить на две группы – ахроматические (бесцветные), к которым относятся белый, черный и все оттенки серого цвета и хроматические (спектральные), к которым относятся все цвета и оттенки цвета.

    Хроматические цвета характеризуются тремя свойствами: светлотой, цветовым тоном и насыщенностью.
     
  6. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Светлота цвета - это относительная близость его к белому цвету. Так различают светло - голубой и синий цвета, салатный и зеленый. Цветовой тон - отношение цвета к его оттенкам. Разницу в цветовом фоне одного и того же цвета можно обнаружить, смешивая краски; желтая краска без примеси другого цвета будет отличаться от такой же краски с примесью красного или синего цвета (желтый, оранжево - желтый, желто-зеленый и т.д.).

    Насыщенность цвета - это степень его яркости, которая может изменяться в зависимости от наличия в нем серого цвета.

    Хроматические цвета делятся на теплые и холодные. Красные, желтые, оранжевые тона, напоминающие цвет огня, относятся к теплым. Голубые, синие, синевато-зеленые, ассоциирующиеся с воздушным пространством, льдом - к холодным. Теплота и холодность тона зависят от преобладания в нем оттенка теплого или холодного цвета. Так, красный цвет может быть холодным, если он с синеватым оттенком, зеленый - теплым, если он с желтоватым оттенком, фиолетовый - холодный с синеватым оттенком и теплым с красноватым. Теплые тона привлекают больше внимания и создают впечатление близости предмета, холодные - отдаленность. Наиболее приближающим эффектом обладает желтый цвет, а наиболее удаляющим - синий. Пользуясь этим свойством цветов, кружевница может усилить рельефность кружева, сделать узор более четким, передать объемность форм.

    Фон следует брать отступающим, а рисунок выступающими тонами. Все хроматические цвета лучше выступают на сером фоне. Существует понятие, как легкость и тяжесть цвета. Тяжелыми цветами чаще всего бывают темные, насыщенные, теплые; легкими - светлые, холодные. Желтые и красные тона кажутся более плотными, тяжелыми по сравнению с голубыми, синими, воспринимающимися как воздушные.

    В кружеве должна быть выдержана закономерность соотношения цветовых частей и общее равновесие цвета - цветовая гамма. Признаком гармоничности сочетаний является свойство тонов взаимно повышать звучность цвета, не производя впечатления пестроты. Общее равновесие достигается таким соотношением всех цветов и тонов, которое подчинялось бы общему (среднему) тону. Иными словами, нужно, чтобы каждый цвет или тон узора, взятый в сочетании с другими цветами, не выпячивался и не пропадал, а участвовал в создании общего впечатления от изображения, подчеркивая его главные детали.

    Наиболее простыми гармоничными сочетаниями являются сочетания разбеленных и затемненных тонов одного цвета (оттенков), например, фиолетового и сиреневого. Хорошо сочетаются светлые тона - розовый, голубой, светло-зеленый и т.д. с белым. Сочетания темных цветов с белым гармоничны, но резки. Вообще, с черным и белым сочетаются все цвета, однако при непосредственном соприкосновении с темно-зеленым; синим и фиолетовым черный приобретает грязноватый оттенок. На белом цвете все цвета темнеют и хорошо выделяются. Теплые тона выигрывают рядом с темными, а холодные со светлыми. Находя гармоничные сочетания, следует учитывать количественное сочетание цветов. Зеленый цвет на красном фоне сочетание резкое, неприятное, в то время как небольшое красное пятно на зеленом фоне производит очень спокойное впечатление. Узор выглядит плоским, если выполняется одним цветом, и приобретает объемность, если на него положены несколько штрихов другого цвета или оттенка. Темные нити создают видимость углубления (удаляют), светлые - дают выпуклость (приближают). Учитывая, что цвета воспринимаются не только рельефность кружева, сделать узор более четким, передать объемность форм.
     
  7. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Нужно учитывать, что цвета воспринимаются не только оптически, но и эмоционально, т.е. они воздействует как на глаз, так и на чувства человека. Цвета (световые волны определенной длины) раздражают чувствительные окончания клеток глаза. Раздражение передается через глазной нерв центральной нервной системе. Поэтому - цвета могут вызывать определенные эмоции.

    На основании научных наблюдений были установлены следующие реакции на цвета.

    Желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости.

    Зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, жесткое. Символика: желтого цвета - жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости.

    Ярко-желтый - ненависть, зависть своеволие, лживость.

    Оранжевый - теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильнодействующий. Символика: тепло, солнце, власть, радость, тщеславие.

    Красный - наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими. Светлые оттенки действуют возбуждающе, наступательно, темные - серьезно, солидно. Символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, свобода, революция, огонь, праздничность.

    Фиолетовый - светлый, но так же и мрачный, торжественный, роскошный, Служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие. Символика: величие, достоинство, великолепие, дружба,

    Синий - тихий, тяжелый, отдаляющий, холодный, но полный энергии.

    Голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные. Символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие.

    Зеленый - связующий, успокаивающий, мирный, пассивный.

    Светло – зеленый - оживленный, веселый.

    Темно—зеленый - холодный, сдержанный, отступает, особенно рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттесняет синий на второй плен. Символика: надежда, покой, мир, плодородие, тоска .

    Белый - нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными красками. Цвет, который в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность. Символика: невинность, целомудрие, чистота.

    Черный - нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов. Символика: траур, скорбь, серьезная торжественность.
     
  8. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Как стирать кружево

    Мерные кружева стирают в теплой воде. Для этого наматывают кружева на стеклянную банку. В таз с теплой водой кладут немного стирального порошка и размешивают. Банку с намотанными кружевами опускают в таз. Слегка касаясь кружева мягкой губкой, их моют мыльной водой, а затем ополаскивают в теплой воде. Банку с кружевами ставят на полотенце в теплое место до полного высыхания. Когда кружева высохнут, снимите их с банки и прогладьте утюгом через белую ткань.

    Для стирки отдельные изделия прикрепляют на поролоновую подушку. Стирают кружева в теплой мыльной воде, слегка касаясь их мягкой губкой. Затем подушку с кружевами ополаскивают теплой водой, и снимают их с подушки. Потом кладут между двумя кусками белой ткани в теплое место. Во влажном состоянии их проглаживают через белую тряпку до полного высыхания. Чтобы кружева хорошо лежали на одежде, имели естественный блеск и долго не пачкались, их подкрахмаливают.
     
  9. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Намотка нитей на коклюшки

    Так как кружево плетется не отдельными коклюшками, а парами, то наматывают на них нитки парами: вначале на одну, а затем, не отрывая нити, на другую коклюшку, которую при наматывании нитки держат в правой руке и вращают только справа налево как можно туже и ровнее. Намотав 2 — 3 м ниток, ее закрепляют петлей, как показано на рис.2. Для этого кладут большой палец правой руки на намотанные нитки на шейке коклюшки и продолжением нитки оборачивают палец. Образовавшуюся на пальце петлю сбрасывают на головку коклюшки. Затем отматывают нить примерно такой же длины, отрывают ее и наматывают на вторую коклюшку. Закрепляют намотанную нить так же, как описано выше. Между намотанными коклюшками остается нить длиной до 30 см.
     
  10. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Прикрепление сколка

    На ровную поверхность подушки кладется картон, равный по величине сколку рисунка кружева, затем сколок и сверху — прозрачный полиэтилен (клеенка). Булавкой нужно подхватить немного материи верхней наволочки радом со сколком и воткнуть конец булавки, почти горизонтально валику, т.к. булавка не должна торчать.
     
  11. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Основные приемы плетения

    Приемы плетения кружев основаны на переборе-перекладывании в определенном порядке коклюшек с намотанными на них нитками. При работе коклюшки держат за середину их нижней части (т.е. ручки), не касаясь ниток. Плетение проводится одновременно двумя парами коклюшек, из которых одна находится в правой руке, другая в левой. Простейшие операции плетения носят названия «перевить» и «сплести».
    «Перевить» — это значит перекинуть, переложить правую коклюшку под левую, что делается движением одной руки или большого пальца той же руки. Перевив делают в зависимости от рисунка от одного до трех раз и более.

    «Сплести» — это значит внутреннюю коклюшку в правой руке перекинуть или подложить под внутреннюю коклюшку левой руки, т.е. две внутренние коклюшки из разных пар поменять местами, но збязательно правую под левую, а не наоборот. Переплетение «перевить» и «сплести» один раз называется «ползаплета». Повторив это плетение еще раз, получим плетение в полный заплет. Это азбука плетения.
     

Поделиться этой страницей