Из самого детства родители должны обращать внимание на то, как говорит их ребенок. Развитие правильной речи происходит не только благодаря специалистам врачам-логопедам, научить малыша правильно говорить в состоянии все мамы и папы. Помогут в этом, разработанные специалистами, логопедические игры. Они легко научат малыша выговаривать трудные для него звуки. Для выработки правильной речи можно использовать артикуляционную гимнастику в форме игры. Ребенок будет заинтересован, поскольку ему обязательно понравится повторять мимику движений за взрослыми. Во время занятий со своим малышом не давайте предпочтение только одной игре, постоянно их меняйте.
Это только кажется, что произносимые нами звуки — явление обычное и вполне закономерное. А на самом деле - это сложный процесс сплоченной работы многих органов - языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба. А теперь представьте себе, как же это сложно для организма маленького человечика, ведь подвижность органов развивается постепенно и длительно! Помочь малышу поскорей заболтать поможет артикуляционная гимнастика. Если вы замечаете, что ваша детка не выговаривает некоторые звуки — тем более занимайтесь! Нелишним, безусловно, будет и обратиться к логопеду, но дома обязательно развивайте артикуляцию вашего маленького чуда. Занимайтесь с маленьким артикуляционной гимнастикой ежедневно, тогда вырабатываемые у малыша навыки как следует закрепятся. Лучше всего «гимнастировать» по 3-4 раза в день, но всего по 3-5 минут! Делайте с вашим малышом по 2-3 упражнения за раз — и результат не заставит себя долго ждать!
Заниматься лучше всего в форме игры и очень эмоционально — кроме того, не подбирайте сразу сложные упражнения: начинайте лучше с самых элементарных. Если вы делаете два-три упражнения, то новым может быть только одно из них — желательно первое, остальные же делаются для повторения и закрепления уже выученных навыков. Правда, если малыш делает какое-то из заданий неважно, то не приступайте к новым — лучше отработайте старое до закрепления полного успеха. Лучше всего заниматься артикуляционной гимнастикой сидя, у малыша должна быть прямая спина, но расслабленное тело, спокойными должны быть и ручки с ножками. Малыш должен хорошо видеть не только лицо взрослого, но и свое — чтобы понимать, что же он делает. Так что лучшее место проведения артикуляционной гимнастики — перед зеркалом: кстати, где, как не там, детки обожают кривляться?! Взрослому стоит рассказать малышу о том, чем вы вместе сейчас будете заниматься — и лучше всего в игровой форме. Обязательно покажите малышу и проконтролируйте, как он выполняет упражнения. Следите за точностью движений, темпом, плавностью малыша.
Сначала детки очень напряжены при выполнении гимнастики, но со временем — они расслабятся и станут более непринужденными. Подбадривайте малыша, хвалите, создавайте позитивный эмоциональный настрой! Если малыш делает что-то неправильно, подскажите в игровой форме, как это сделать лучше и укажите на какие-то успехи, а они у него при выполнении артикуляционной гимнастики уж какие-нибудь, но точно будут! Вот одни из самых простых и действенных упражнений артикуляционной гимнастикой. Откройте широко рот и скажите малышу: ух, ты, какие у нас получились большие ворота! Немного подержите вместе рот открытым и закройте. Пару раз повторите. Затем улыбнитесь и спрячьте губы — просто сожмите так, чтоб их не было видно, скажите малышу «А давай отопрем замочек!» Расслабьте губы, немного разожмите и сделайте небольшую щелочку. Снова улыбнитесь — да так, чтоб показать зубки. Объясните малышу, что нужно положить верхние зубки на нижнюю губу. И скажите — какой же у нас получился красивый ключик! Подскажите ему, что нужно слегка разжать губки, чтоб получилась щелочка, как и в предыдущем упражнении. Пусть малыш положит язычок на нижнюю губу. Похвалите его за «лопатку», которая получилась в результате этого! Скажите ребенку приоткрыть рот и свободно и спокойно положить язык внизу нижних зубов. А вы скажите расслабленному язычку - спокойной ночи, язычок! Малыш улыбается и показывает зубки, скажите ему просунуть между зубками широкий кончик языка, приговаривая при этом «та-та-та-та», как будто он месит тесто!
В упражнении «Блинчики» малыш должен неподвижно удержать широкий кончик языка между зубами. А вы скажите ему — какой же хороший блинчик у тебя получился! Нужно испечь еще. Скажите малышу слизать варенье с губ — как будто он только что объелся блинчиков! Пусть оближет язычком сначала верхнюю губу вправо-влево, а потом — нижнюю, а еще — слижет варенье с верхней губы сверху вниз, и с нижней губы тоже. И может запить сделанной собственными губами чашкой чая — пусть улыбнется, широко откроет рот, а края языка прижмет к верхним зубам. Потом пусть сделает чашечку и для мамы с папой. «Вазочку» малышу будет сделать совсем несложно: пусть улыбнется и положит широкий язычок на верхнюю губу! А потом спрячет. Понадувайте вместе щечками шарики! Нажмите на надутые щечки и лопните шарик! Потом поиграйте с этими шариками в догонялки — пусть детка перекатывает воздух во рту, а вы пытаетесь его поймать. Покатайте язычок на карусельках. Пусть малыш покружит его, но медленно и не спеша. Если же малыш на протяжении месяца никак не может научиться делать правильно упражнение, вы не заметили в его исполнении точность, плавность и устойчивость, то либо вы что-то делаете неправильно, либо у малыша более серьезные нарушения, а потому нужно обратиться к логопеду.