В интернете полно информации о том, что должен знать ребенок при поступлении в школу. Но, к сожалению, очень мало информации про то, как избежать подводных камней и как психологически подготовить ребенка к изменениям в его жизни, связанным со школой. В итоге мы получаем детей, которые только еще посещают подготовку к школе, а школу уже терпеть не могут.
Как же избежать проблем, связанных с подготовкой ребенка к школе? Подготовка к школе — это хорошо, но все хорошо в меру. Если под подготовкой в школе подразумеваются занятия 3 раза в неделю по 3 часа с одним перерывом, да еще и с домашними заданиями, то это верный способ довести ребенка до нервного истощения. Если ребенок ходит в сад, и там есть сильные педагоги, то поймите, что подготовка — это, в первую очередь, возможность познакомиться с будущим учителем и привыкнуть к школьной системе. Ребенок достаточно устает и в саду, чтобы еще и вечером усиленно учиться. Да, иногда все эти подготовки при школах — это просто вытягивание денег из родителей. Из серии «без нас ваш ребенок не поступит ни в одну школу!» Недобросовестные педагоги играют на переживаниях обеспокоенных родителей. И ладно, если у ребенка хотя бы действительно нет проблем. Но ведь бывает, что ребенку нужна индивидуальная работа с логопедом или нейропсихологом, а получается, что времени и сил уже на нее не хватает. В результате родители отдают кучу денег и сил совершенно не на то, а в результате ребенку учеба все равно не дается. Учитывайте возможности и потребности вашего ребенка! Чтобы оценить возможности ребенка объективно, обратитесь к специалистам. Полезно будет в шесть ребёнкиных лет в сентябре-октябре сходить к логопеду и к психологу (лучше к нейропсихологу) для диагностики готовности к школе (зрелость моторики, внимания, мышления, восприятия, произвольности, мотивации и прочего). Если специалисты выявят какие-то проблемы, то у вас будет еще достаточно времени, чтобы их скорректировать. Также есть другой вариант: если вас ничего особо не беспокоит, то можно сводить ребенка на диагностику готовности к школе в марте-апреле. Там вы получите рекомендации о том, как правильно организовать режим в школе именно для вашего ребенка, на что делать акцент при обучении и пр.
Сказ про то, как одни родители школы боялись. Жили-были родители Васи и родители Пети. Ох, и хорошие они были: всегда старались, чтобы у Васи с Петей все было самое лучшее, чтобы их деток никто не обижал. Да была между ними одна разница — родители Васи были Оптимисты, а родители Пети — Пессимисты. А Вася и Петя росли веселыми, шустрыми и любопытными ребятами. Прошли годы, и вот уже ребятам почти по 7 лет, скоро в школу. Родители Пети стали готовиться к этому важному событию. Вспомнили, что школа — это, в первую очередь, разные трудности. И много у них разных страхов появилось: а вдруг Петю в школе обижать дети будут? А вдруг учительница попадется самая злая на всем белом свете? А вдруг Петя окажется самым худшим по успеваемости? Решили они подготовить Петю ко всем этим невзгодам: усиленно с ним занимались весь год, что даже всю программу 1-го класса прошли. Все-все разузнали про всех учителей в округе и выбрали самую-самую лучшую школу. И, конечно же, они рассказывали Пете про школу много-много раз, чтоб был он готов ко всевозможным ситуациям. Да только так они переживали сильно за своего сыночка, так беспокоились, что, как ни старались улыбаться, рассказывая про школу, ничего у них не получалось. А Петя слушал внимательно родителей, да только понять не мог, почему же у мамы с папой глаза такие испуганные, и почему они по вечерам вполголоса взволнованно разговаривают про какие-то оценки, и учителей из школы обсуждают, и еще про что-то говорят. И решил Петя, что школа — это, наверное, очень опасное место, и его стоит опасаться. Родители Васи тоже вовсю готовились к школе: немного подтянули его по основным предметам, познакомились с учительницей поближе. Они тоже очень переживали за своего сыночка, ведь он так быстро растет. Но не зря же они были Оптимистами. Они верили, что Вася найдет в школе новых друзей, и с учительницей найдет общий язык. Конечно, они понимали, что не сразу все сложится. Но ведь на то они и родители, чтобы помочь своему ребенку в тот момент, когда возникнет сложность на пути. А чтобы Вася не боялся школы, они ему рассказали про то, как сами в школе учились, забавные истории из своего детства, связанные со школой, про школьных друзей, про учителей, про то, как сами двойки получали, и про то, как все-таки это замечательно — быть школьником. А Васе тем временем уже очень хотелось поскорее тоже стать первоклассником, ведь это так интересно и волнительно. И вот настало Первое сентября. Вася и Петя стояли рядышком на праздничной линейке — двое таких замечательных мальчишек, в красивых костюмах, с цветами в руках. Вася весь светился от счастья, даже притоптывал на месте, ему так хотелось на первый урок. А Петя… а Петя был так напуган, что все время искал глазами родителей, да только когда находил, то видел только их натянутые улыбки и ужас в глазах. И так не хотелось ему в эту ужасную школу, так он ее боялся. Прозвенел первый звонок, и они пошли в школу на свой самый первый урок. На пороге школы со страху Петя запнулся и упал. А родители его подумали, что это конец — сейчас на него закричит учительница, другие дети теперь всегда будут считать его растяпой… эх, и тяжело жить Пессимистам. На самом деле, учительница помогла Пете встать, взяла у него такой тяжелый букет и улыбнулась, а Вася, увидев такого испуганного мальчишку, решил предложить ему свою дружбу. И тут Петя подумал, что школа — это не так уж и страшно, если рядом друг-Оптимист.
Психологическая готовность к школе – это как снежный человек. Все о ней слышали. Все знают, что это какая-то важная штука, которую проверяют психологи какими-то хитрыми тестами. О ней то и дело говорят в крутых школах и гимназиях, но что это такое, толком никто не представляет. Вот с арифметикой или чтением все куда проще – читать и писать теперь принято прямо с пеленок. И если по какой-то нелепой случайности до пяти-шести лет ребенок этому не научился, то за год перед школой его с легкостью обучат этим премудростям на любых курсах по подготовке к школе или в детском саду. Но как же все-таки быть с психологией? Что представляет собой загадочная психологическая готовность к школе, нужно ли ею специально заниматься? Или, может быть, она у ребенка уже давно есть, а мы об этом и не знаем? Психологи обнаружили четыре вида психологической готовности к школе.
Личностно-социальная готовность Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками. На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад – у этих ребятишек минимальный опыт по разруливанию конфликтных ситуаций, принятию совместных решений. Легко ли ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми? Не слишком ли часто вы берете на себя его функции? Например, когда психолог спрашивает будущего первоклассника, как его зовут, мама с готовностью отвечает: «Нас зовут Саша!». У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр. «Домашние» дети нередко боятся большого скопления народа. По правде сказать, и не всем взрослым в толпе уютно. Но не забывайте, что малышу предстоит жить в коллективе, и поэтому постарайтесь иногда выбираться на какие-то массовые мероприятия, брать ребенка на вокзал или в аэропорт – это опыт «выживания в толпе».
Эмоционально-волевая готовность «А не буду, потому что не интересно (слишком легко, или, наоборот, слишком трудно)!». Почему ребенок, который блестяще занимался до школы с частным преподавателем, порой получает глубокое разочарование от школы? Конечно, здесь много зависит и от педагога, и от системы образования, которая, увы, оставляет желать лучшего и рассчитана на среднестатистического ученика. Но дело не только в этом. Ведь занятия для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные вещи. Если первые – прежде всего, игра (а иначе просто не получится, ни один нормальный дошкольник, если он, конечно, не супер-вундеркинд, не предпочтет урок игре), то вторые – именно система обучения. И далеко не всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Как ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, «Мемори», домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д. Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми (особенно важно это для возбудимых, подвижных детей). Так им будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь они будут знать, что для этого есть специальное «шумное время».
Интеллектуальная готовность Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы. Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста – еще с того счастливого времени, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик почему-то отказывается это делать. Если вы не подавляли исследовательский интерес юного естествоиспытателя, то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на собственном опыте. Учите сына или дочку самому искать ответы на свои бесконечные «почему» и ««а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Мотивационная готовность К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение: к школе; учителю; к учебной деятельности; к самому себе. Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет. Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая свое сокровище, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка. Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.
В первые дни занятий Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство. Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.
Заранее: Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий. Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору. Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству. Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед и возможную линейку перед началом занятий, а также когда начинаются и кончаются уроки. Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей. Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.
Что должен уметь ребенок при поступлении в школу? Ребенок должен ответить на следующие вопросы: Назови свои фамилию, имя, отчество. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей? У тебя есть брат, сестра? Кто старше? Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? Сейчас утро или вечер (день или утро)? Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин? Где ты живешь? Назови свой домашний адрес. Кем работает твой папа, твоя мама? Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш) Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь? Когда можно кататься на санках – зимой или летом? Почему снег бывает зимой, а не летом? Что делает почтальон, врач, учитель? Зачем в школе нужна парта, звонок? Ты хочешь пойти в школу? Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши? Каких животных ты знаешь? Назови 3 домашних животных и 3 диких? Чем они отличаются? Каких птиц ты знаешь? Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки? Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Также необходимо: уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа; выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»; знать понятия «больше-меньше-поровну»; знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур; уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте; решать простые арифметические задачки; уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части
Важно, чтобы ребенок: отличал буквы от звуков, гласные от согласных; мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова; подбирал слова на заданную букву; делил слово на слоги; читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.
Для успешного начала учебы в школе требуется: правильно держать ручку и карандаш в руке; проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии; обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги; уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка; копировать с образца геометрические фигуры; уметь продолжить штриховку рисунка; уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
Когда отдавать ребенка в школу? В 6 лет или в 7? Все родители задаются этим вопросом. В первую очередь, нужно ответить на вопрос, а готов ли ребенок к школе? Лишь некоторые родители понимают, что вообще означает словосочетание «готовность к школе». Многие полагают, что готовность к школе определяется только знаниями, но это самое большое заблуждение. Умение читать, писать, решать логические задачи и составлять цепочки – это не основные качества, которыми должен обладать ребенок, поступивший в первый класс. Самое главное — это мотивация. Нет ничего важнее желания малыша стать взрослей и самостоятельней. Он должен осознавать, что школа- это другой мир, но этот мир очень интересный и увлекательный. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нет ничего важнее психологической готовности ребенка к школе. Психологи отмечают, что многие дети, имея достаточно развитый интеллектуальный уровень, совершенно не справляются со школьной программой. Происходит это не потому, что ребенок не знает, а потому, что новые условия мешают ему сосредоточиться на основном. Прежде чем отдавать малыша в школу важно выяснить, что он вообще о ней знает. Задайте ребенку вопрос: почему ты хочешь в школу? Варианты ответов подскажут вам готовность ребенка и к школе и вектор вашего внимания к его подготовке. 1. Хочу в школу, там не нужно спать 2. Хочу в школу, там можно играть на переменах 3. Хочу в школу, там много новых друзей 4. Хочу учиться Только один ответ – мотивирован на учебу, и показывает высокую степень готовности ребенка к школе. Во всех остальных ответах вам нужно много работать и разговаривать с ребенком о школе, о том, что его ждет в школе, и новой жизни, о взрослении и т.п. Необходимо объяснить ребенку, что в школе он найдет новых друзей, узнает много интересного и станет на ступень старше и самостоятельней. Не стоит забывать и о том, что школа- это, прежде всего дисциплина и соблюдение множества правил. Об этом со своим ребенка тоже необходимо поговорить, но не пугая. Социализация ребенка начинается сразу, как только малыш начинает взаимодействовать с другими детьми. Успешность обучения в школе намного зависит от «социального интеллекта», то есть от возможности ребенка взаимодействовать с ровесниками и учителями. Задача родителей формировать этот «социальный интеллект». С застенчивыми и робкими детьми необходимо постоянно работать, потому что именно у таких детей и возникают проблемы с обучением и адаптацией. Каждому родителю необходимо вовремя понять, что интеллект- это не основное качество, которым должен обладать ребенок, поступая в школу. Не стоит «нагружать» малыша различными заданиями и задачами. При неправильном подходе родители сами могут полностью лишить ребенка желания идти в школу. Лучше больше времени уделить различным играм про школу, про то, как там интересно. Необходимо постоянно рассказывать веселые истории из своей жизни, подчеркивая, что школа- это самые светлые воспоминания из юности. Не нужно заставлять своего малыша что-то делать насильно, учите его не только всегда находиться в выигрыше, но и достойно принимать проигрыши. Правильный подход позволит не просто подготовить своего ребенка к школе, но и в дальнейшем избавить его и себя от массы неприятных ситуаций и проблем, связанных с обучением. Большинство психологов склоняется к том, что психологическая и эмоциональная готовность к школе формируется у детей к 7 годам, но этот показатель является индивидуальным. Так, например, у девочек, в основном, социальный интеллект, формируется быстрее, они более психо-и эмоционально-устойчивы, что может влиять на показатели готовности к школе и в 6 лет.