Полимерная глина. Техника Филигрань.

Тема в разделе "Рукоделие", создана пользователем Еленка, 4 июл 2015.

  1. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Филигрань – в этой технике тонкие полоски или колбаски из полимерной глины скручиваются в узоры на заготовке (бусине или медальоне) и дополняются декоративными элементами на ваше усмотрение.
     
  2. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Техника филиграни основывается на формировании декора посредством гладких, рубчатых или витых проволочек из металла (меди, серебра, золота). Используется как круглая в сечении, так и уплощенная проволока. Сочетание различных в сечении проволок, орнамент, созданный при помощи повторяющихся или чередующихся элементов, задает ритмический рисунок. Зернь служит для акцентирования, дополнительного cредства обозначения "ритма".
    Орнаменты в русской и восточной традициях имеют общие византийские корни.
    Но русская филигрань отличается многослойностью, плотностью, тонкостью и частым использованием филигранного декора без металлической основы (сквозная филигрань).
    В восточном же ювелирном искусстве филигрань в основном служит декором на массивных металлических поверхностях. Она чаще однослойная, рисунок менее сложный и разреженный. Так же очень популярны крупные бусины с филигранью.
    Индийская филигрань, как и индийское кино - это вообще отдельная песня. Перегруженная узором, особо ценится золотая.

    Наиболее эффектно смотрятся чернёные (патинированные) филигранные изделия, т.к. на тёмном фоне кружевной узор заметнее.

    Однако ж, в самом названии "филигрань" нет никакого обозначения, из какого материала, собственнно, эти нити и зёрна должны быть сделаны. Поэтому никто не запретит нам делать это из пластика и с полным правом называть филигранью.
    Вообще никто не обязывает имитировать металл, ажурность и сама по себе хороша, но блеск всё же придаёт дополнительный эффект объёма, поэтому мастер-класс будет по изготовлению "металлической" филиграни.
     
  3. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Для изготовления понадобится вот что:

    Пластик двух цветов
    Гель (не обязательно фимовский)
    Режущий инструмент (скальпель, лезвие и т.п.)
    Зубочистки
    Иголка
    Металлическая пудра

    Сначала о пластике.
    Я редко пользуюсь пластиком "прямо из пачки", всегда смешиваю.
    В ход идут и фимо, и скалпей, и цернит. Пропорции зависят от того, какой консистенции пластик мне нужен. Так же и цвета я предпочитаю намешивать сама. Для филигранных работ пластик нужен достаточно мягкий, но не настолько, как софт. Что касается цвета:
    всё зависит от того, какой металл вы хотите имитировать. Металлическая пудра выбирается соответственно (она бывает под серебро, золото или бронзу, продаётся в художественных магазинах, в отделах для реставрации). Вы можете использовать как пластик с эффектом металлика, так и без. Если возьмётесь за серебро, советую не брать "голый" цвет. Подмешайте к серебристому металлику чуточку золотистого. Серебро от этого никуда не денется, но оттенок будет более естественным.
    В данном мастер-классе рассматривается имитация бронзы.
    Лучше, если вы для работы намешаете пластик, который будет максимально приближен к цвету металла. Это добавит большей натуралистичности.
    [​IMG]

    Один цвет - для основы - тёмный, другой - для самого узора - светлый. В светлый при желании можно подмешать металлической пудры, так он будет больше блестеть (на фото ниже цвет пластика для сравнения до и после смешивания). Но это необязательно, так как в процессе бОльшая часть пластика окажется всё-равно под слоем пудры. Своей пластичности материал не потеряет, даже если в него подмешать изрядное количество пудры. Поэтому все остатки после работы смело можно перемешать и еще раз пустить в дело.

    [​IMG]

    Мы будем раскатывать вот такие верёвочки из полимерной глины.
    В чём, собственно, хитрость филиграни? А в том, что чаще всего использется не круглая проволока, а сплющенная.
    [​IMG]
    Вот одна и та же верёвочка. Но сплющенный вариант смотрится гораздо тоньше заготовки. Именно за счёт такого профиля и достигается эффект изящности. При этом сам набранный узор - если посмотреть сбоку - будет иметь приличную высоту. А значит и прочность.
    [​IMG]

    Подготавливаем верёвочки для узора:
    Для этого нужно сперва просто раскатать их из пластика (того, что светлый), а затем прокатать несколько раз в металлической пудре. Верёвочки поддаются тем же приёмам, что и колбасы, т.е. вы можете скатать потолще, а потом растянуть аккуратно за концы, чтобы получить совсем тонкую верёвочку.
    Перед тем, как дальше работать с верёвочкой, покатайте её по гладкой чистой поверхности. Так вы добьётесь настоящего металлического блеска.
    [​IMG]
    Из этих заготовок нужно сделать такое:
    Как правило, гладкий плоский профиль идёт для контуров и ободков, а скрученная верёвочка (чаще тоже плоская) - для внутренних узоров. Но всё зависит от вашей задумки - можно вообще не использовать витую верёвочку, а ограничиться лишь гладкой (разной толщины).
     
  4. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    [​IMG]

    Вы можете использовать и другой способ, для получения более чернёного варианта. Для этого вам нужно взять тёмный пластик, сделать из него какой-то элемент, а потом натереть металлической пудрой те места, которые должны блестеть. Это можно сделать просто пальцем или мягкой кисточкой. Лучше всего этот способ подходит для изготовления крупной витой плоской верёвочки (которая используется в ободках).
    Самое трудоёмкое в этом процессе - делать ровные заготовки. Потому что любая кривизна сразу выдаёт материал. Металлическая проволока после проката идеальна по всей своей длине, нет мест, где она была бы тоньше или толще. Пластик же капризен, реагирует на малейшее нажатие. Поэтому, когда вы будете скручивать и плющить верёвочки, держите элемент в руках так, чтобы он просто не выпал, т.е. вообще не нажимая на пластик. Учтите - ничего потом нельзя будет подровнять зашкуриванием.
    Лучше всего, если вы будете расплющивать верёвочки стеклом (подойдёт и прозрачная пластиковая линейка). Прозрачность помогает контролировать толщину. После обваливания в пудре верёвочки ни к чему не прилипают, поэтому проблем никаких не возникнет.
    [​IMG]
    [​IMG]Даже если результат расплющивания вас не радует, знайте, что это поправимо. Просто аккуратно вытягивайте те места, которые переплющились).
    [​IMG]
    После того, как заготовки для узоров будут готовы, можно приниматься за основу. Она делается из тёмного пластика.
    Основа может быть и виде бусины, и выпуклой, и плоской. В последних двух случаях важно, чтобы толщина была везде равномерной. Толще 2-х мм делать не целесообразно, потому что потом с ободками придётся туго.
    [​IMG]
    Ободок, прилегающий непосредственно к основе, должен быть выше её не менее, чем на миллиметр. Лучше чуть больше. Потому что внутренний узор не должен возвышаться над ободком (если это не многослойная филигрань). А иногда узор располагается и чуть ниже ободка.
    Сам ободок может быть одинарным, а может содержать несколько витков из разных верёвочек. В данном случае я использовала плоский профиль и плоскую верёвочку.
    Но, прежде чем приделать ободок к основе (а это первое, что вы должны сделать), необходимо основу слегка обжечь. Буквально 1-2 минуты. И главный секрет пластиковой филиграни, вернее, её аккуратного исполнения, состоит в поэтапном обжиге.
    [​IMG]
    Пока основа запекается, вы готовите "припой". Для этого смешивается гель с металлической пудрой. Эта смесь необходима для заливания швов.
    [​IMG]
    Сами же детали крепятся к основе на обычный прозрачный гель. Его нужно нанести тонким слоем на бортик основы, следя за тем, чтобы ободок не перекосился, т.е. был перпендикулярным поверхности.
    Далее снова следует краткий обжиг.
    [​IMG]
    Затем вы можете пристроить к ободку дополнительные верёвочки, если это нужно. Они могут быть такими же по высоте или ниже, гладкими или витыми.
    Обратите внимание - швов не должно быть видно.
    [​IMG]

    Далее следует опрерация по выкладыванию внутреннего контура. Это что-то навроде рамок, в которых вы будете потом создавать узор. Чаще всего контуры бывают гладкими. Это создаёт красивый контраст с внутренней витой проволокой.
    Хорошо бы иметь под рукой предварительный эскиз того, что вы делаете. С филигранью без этого сложно. Можно даже заранее на бумаге выложить все узоры, а потом уже переносить их на пластиковую основу (по крайней мере, в ювелирной технике именно так и принято).
    Если вы не уверены в глазомере и боитесь промахнуться - можете на основе карандашом нанести линии, по которым потом нужно пройтись гелем (кончик зубочистки - замечательный инструмент для нанесения.
    [​IMG]
    Далее выкладывается контур.
    Можно не основу мазать гелем, а саму деталь. Правда, это требует большей осторожности. Перенос мелких деталей на основу делается так:
    кончик зубочистки макнуть в гель и прилепить к ней деталь. Просто пальцами уложить деталь иногда бывает трудновато.
    После того, как контур выложен - снова краткий обжиг. Повторюсь - 1-2 минуты, больше не нужно.
    [​IMG]

    Немного об узоре:
    как вы поняли, он составляется из мелких по-разному гнутых верёвочек.
    Элементы бывают такие. Это классика.
    Есть и еще масса других, более навороченных, это уже для тех, кто войдёт во вкус. Если вы захотите использовать какую-то вставку, то она должна быть заранее обожжена. Узор непосредственно вокруг вставки выполняется после того, как вставка прикрепляется к основе.
    Вставку нужно поместить в ободок (на гель). Затем уже с помощью геля прикрепить к основе. Помним про швы. Далее снова короткий обжиг.
    [​IMG]

    Если захочется сымитировать ювелирную накатку по ободку, то сверху на ободок нужно положить тонкую круглую верёвочку (на гель), как показано на фото справа, затем иглой сделать насечки.
    Я использовала тёмный пластик, но можно сразу взять обвалянный в пудре. Если вы делали это из тёмного, то нужно пройтись кисточкой с мет. пудрой по ободку.
    [​IMG]
    После чего нужно выполнить самую мелкую работу - сделать зернь.
    Для этого вы берёте верёвочку (потолще и потоньше), обвалянную в пудре, нарезаете лезвием заготовки разных размеров, а затем скатываете в шарики. Это не сложно, но долго. Чтобы шарики хорошо блестели, пальцы следует немножко макнуть в пудру. А дальше вы размещаете шарики на вашем изделии. На гель, смешанный с пудрой.
    [​IMG]
    Как правило, шарики помещаются на стыках или там, где кончики элементов легли не очень эстетично и вообще там, где глазу приятно.
    После этого изделие идёт в финальный обжиг. Минут на 20.
    Все отверстия - если они есть в изделии, нужно планировать в эскизе и окружать их элементами в виде колечка.
    Просверлить можно и после обжига, а можно в самом начале, до запекания основы.
    [​IMG]
    Пластиковая металлическая филигрань лаком не покрывается. Это сразу погубит весь металлический эффект. А вот вставки, если нужно, очень даже можно и отлакировать. Для перфекционистов: несколько раз пройдитесь по готовой филиграни кусочком тонкой замши. Это придаст дополнительный блеск.
    [​IMG]
    Маленький бонус для осиливших до конца:
    если вам нужно много одинаковых элементов в виде колечка, есть приём, заимствованный из ювелирной же практики.
    Накручиваете верёвочку на что-то круглое, подходящее по диаметру, даёте пластику остыть, а затем разрезаете лезвием вдоль получившуюся пружинку.
    [​IMG]
    И получаете кучу одинаковых заготовок для колечек.

    И напоследок:
    помимо сухой пудры можно использовать и смесь с металлическим порошком на восковой основе. В таком случае этой пастой натирается всё после обжига, затем в печку на пару минут. Но это меньше похоже на металл, чем с сухой пудрой. Кстати, в металлической пудре можно обваливать какие угодно детали. Акрил ни в какое сравнение по эффекту не идёт с пудрой. Пудра даёт абсолютно ровную поверхность.
    Если вы по обожженной основе тонко размажете гель, смешанный с большим количеством пудры, то после запекания это будет выглядеть как матовый металл.
     
  5. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Кулон из полимерной глины в техники Филигрань

    [​IMG]

    Имитируя технику древнего искусства художественной работы с металлом, вы получите уникальное украшение

    Материалы:
    • Пластика «Фимо», «Цернит логи» двух цветов: фонового и черного;
    • Рабочая поверхность - стекло или гладкая керамическая плитка;
    • Ролик для раскатывания пластики;
    • Нож для пластики, лезвие или канцелярский нож;
    • Металлическая или пластиковая форма для вырезания основы;
    • Стразы разных размеров в тон фону;
    • Алюминиевая пудра и мягкая кисть для ее нанесения;
    • Шнур и фурнитура для кулона (красивая петелька, зажимы для лент, карабинчик, бижутерные кольца);
    • Круглогубцы и плоскогубцы для установления фурнитуры;
    • Эскиз будущего украшения;
    • Зубочистка или иголка.

    Выполнение:
    1. Разомните кусочек пластики (руки и рабочая поверхность должны быть чистыми!) Я использую пластику с эффектом легкого мерцания. Раскатайте «блинчик».

    2. С помощью каттера диаметром 4 см вырежьте круг - основу для кулона. Аккуратно уберите излишки пластики, оставьте на рабочей поверхности только зеленый кружок.


    3. Приступайте к формированию узора. Возьмите кусочек черной пластики, разомните и скатайте тоненькую колбаску приблизительно 3 мм в сечении. Нужна пара таких колбасок, чтобы сделать витой ободок для кулона.

    4. Сложив колбаски, возьмите их в руки и скручивайте, передвигаясь по длине от одного края к другому. Неравномерные участки поправьте, вернувшись назад, и свейте колбаски чуть туже.


    5. Получился витой шнурок. 0бмакнув сухую кисть в алюминиевую пудру, нежно проведите ею по шнуру. Пудра хорошо наносится на пластику, которая «впитает» пудру и удержит ее на изделии.


    6. Серебристый шнурок выложите по окружности. Учтите особенности фурнитуры для подвешивания кулона. Моя петелька поверх такого шнура не оделась бы - я сделала не замкнутый контур, а спустила кончики и, закрепив на торце, лишнее срезала.

    7. Стразы лучше брать стеклянные клеевые, чтобы пережили термообработку. Скатайте тонкую черную колбаску для обрамления. Возьмите крупную центральную стразу и оберните ее колбаской. В формировании завитков вокруг нее и в мелкой работе незаменимый инструмент - зубочистка. Когда элемент сформирован, переносите его с помощью ножа, чтобы не деформировать.


    8. Остальные стразы - в круглой рамке. Кончики колбаски (где смыкается кольцо) сгладьте пальцем, а то при покрытии пудрой стык будет виден. К одной из страз сделайте каплевидную рамку (кончики приплюсните). Рамки покройте пудрой (если попадет на стразы, то легко уберется с запеченного изделия).


    9. На лезвии ножа перенесите стразы в оправах на кулон. Выложите их согласно эскизу. С помощью зубочистки их можно аккуратно двигать по поверхности кулона, но постарайтесь сразу положить их туда, куда нужно.

    10. Когда стразы на месте, заполните фон завитушками - не очень плотно: цветной мерцающий фон должен быть виден. Скатав тонкую колбаску, сформируйте самую крупную центральную завитушку: закрутите по краям зубочисткой, придав форму подковы. Покройте элемент пудрой и перенесите на кулон с помощью ножа. Поправьте зубочисткой, чтобы лег красиво.


    11. Как и предыдущий элемент, сделайте еще одну завитушку, но короче, чтобы получилась дуга, завитая на концах. Покройте пудрой и разрежьте ее пополам. Получилось два одинаковых элемента. Эти завитки расположите между подковообразной завитушкой и нижней стразой в рамке-капле.


    12. Скатайте тоненькую (1 мм в сечении) колбаску и тщательно обваляйте ее в пудре. Сложите кончиками вместе и начинайте скручивать от концов к петельке. Получится очень тонкий витой шнур. Из него сделайте вторую рамку для нижней зеленой стразы на небольшом расстоянии от предыдущей. При необходимости подкорректируйте форму зубочисткой.


    13. Таким же образом выложите витую каплевидную рамку для маленькой коричневой стразы. Поместите ее на поверхность кулона и прижмите кончиком зубочистки на острие рамки.


    14. Узор уже достаточно красив. Изделие почти готово. Наметьте зубочисткой отверстие для петельки и оцените результат.


    15. Добавьте в этот зеленый кулон «природных» элементов. Слепите несколько миниатюрных листочков. Для этого скатайте маленький шарик из черной пластики, расплющите его в лепешку. Кончиком канцелярского ножа нанесите условный узор - прожилки листика. Достаточно будет одной поперечной линии и 4-х косых.


    16. Пальцами сформируйте листик. Приплюсните его по краям, слегка изогните. Покройте
    алюминиевой пудрой. Сделайте три таких листочка.


    17. Выложите их на кулоне и закрепите, прижав каждый лист кончиком зубочистки у основания.


    18. Теперь отправьте кулон в духовку. Помните: полимерную глину необходимо запекать, соблюдая правила безопасности! Придерживайтесь температурного режима и продолжительности запекания, указанных на упаковке пластики (показатели различны для разных марок). Полимерную глину рекомендуют запекать на стекле, керамике или дереве. Не используйте пищевую посуду и обычные противни.

    19. После запекания и полного остывания изделия внимательно осмотрите его. Если обратная сторона нуждается в шлифовке, аккуратно выровняйте ее с помощью наждачной бумаги. Я запекала на стекле - мой кулон получился гладким сзади. Пройдитесь по стразам влажной чистой кистью, чтобы убрать остатки алюминиевой пудры. Покройте кулон лаком (я использовала глянцевый акриловый лак для пластики).

    20. С помощью инструментов установите фурнитуру на шнур: обожмите концы зажимами для лент, на них закрепите бижутерные кольца и повесьте карабинчик.


    21. Установите петельку на кулон, повесьте его на шнур. Готово!
     
  6. Marina

    Marina Мудрый пользователь

    Сообщения:
    5.076
    Симпатии:
    2.832
    столько интересного, когда же мне изучать все эти рукоделки, я целыми днями играю в прятки, догонялки и персонажей из сказок))) У меня насыщенная жизнь)) Дочка говорит, что я потом все успею, а она врать не станет))
     
    Еленка нравится это.
  7. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    У тебя есть выбор?
    Ты обязана успеть! Успеешь!
    Это мы тебе говорим!
     
  8. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Также набирает популярность имитация сутажных украшений – обернутой вокруг стразов и кабошонов сутажной ленты. Для полимерной глины на экструдере используется насадка в виде полоски, а не круга, либо можно нарезать ленты из тонко раскатанного пласта глины, но при этом очень важно следить за равномерностью толщины лент. Кроме того, если создаются парные изделия – необходимо работать с ними одновременно для максимальной симметричности или идентичности. Также желательно заранее составить эскиз на основе образов обычных сутажных украшений. В отличие от настоящего сутажа, полимерная глина даст возможность создать в украшении плавный переход цвета, но с этим эффектом стоит экспериментировать аккуратно, так как из-за него могут возникнуть сложности с симметричностью. Подготовка псевдо-сутажа, как и обычной спиральной филиграни, осуществляется на пласте глины, от которого по окончании сворачивания ленты отрезаются излишки. Готовое изделие лучше покрывать полуглянцевым или матовым лаком.

    Так как филигрань часто подразумевает работу с экструдером, стоит отметить, что этот инструмент имеет пару специфических особенностей. Первая – даже если ваш экструдер работает не путем прямого выдавливания, а с помощью поворота ручки – глина обязательно должна быть очень тщательно размята, иначе могут возникнуть неоднородности и трещинки на выдавленной ленте. Вторая – даже если у вас экструдер работает путем прямого давления – не стоит поддаваться соблазну взять слишком мягкую глину, иначе при выкладывании лент рисунок будет искажаться от малейшего прикосновения и в итоге иметь очень неопрятный вид.

    Независимо от того, в каком подвиде филиграни вы будете работать и как будете подготавливать ленты – изделия этой техники очень эффектны, но при этом достаточно просты в исполнении. Все, что нужно – это глина, аккуратность и немного фантазии.

    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}
     

Поделиться этой страницей