Вышивка двусторонней гладью Двусторонняя гладь бывает счетной и выполненной по свободному контуру. Обычно она применяется для вышивания растительного и геометрического орнаментов, инициалов и эмблем. В объемной вышивке используется только двусторонняя гладь, осуществленная по свободному контуру. Техника характерна тем, что обе стороны работы - и лицевая, и изнаночная - будут одинаковыми, если гладь выполнена правильно. Это выпуклая гладь, которая может быть мягкой, т. е. без настила, и с настилом. Согласно легендам, грозный покоритель Азии Александр Македонский был очарован персидскими одеяниями из тончайшей пурпурной шерсти, расшитой шелком. Для вышивки двусторонней гладью желательно подобрать узор с небольшими цветочками и листиками, потому что стежки глади следует делать не более 1 см длиной. Вышивая цветки и листики двусторонней гладью, конец рабочей нити можно закреплять стежками с лицевой стороны работы в том месте, которое впоследствии будет закрыто вышивкой. Заполнение узора стежками нужно начинать с цветков. Для чего выбрать 1 из лепестков цветка, закрепить рабочую нить петлей на 2-х или 3-х нитках ткани в правом углу этого лепестка около центра цветка. Иглу вколоть в ткань и вывести справа налево точно на линию контура узора. В ходе вышивки стежки глади должны расходиться по кругу лучиками от центра цветка. Для достижения такого эффекта надо делать стежки разной длины, чередуя длинный стежок со стежком, который на 1,5–2 мм короче. Так нужно вышивать небольшие круглые цветы и листики. Стежки глади следует укладывать плотно друг к другу, чтобы не проглядывал фон ткани, который способен придать вышитому узору неаккуратный вид (рис. 44).
Штриховая гладь Двусторонняя мягкая штриховая гладь не обладает четким контуром. Она выполняется отдельными стежками, походящими на лучи или штрихи, которые идут от центра в разных направлениях. По условиям композиции узор создается стежками-штрихами, которые бывают редкими или частыми. Редкие штрихи создают несколько бледный узор, а частые стежки, которые укладывают плотно, образуют достаточно яркий узор. Для вышивки штрихами можно применять мулине, шелковые и шерстяные нитки, металлизированную пряжу. Удобнее переснять рисунок на тонкую бумагу, закрепить на нужном месте, которое определено для вышивки, а затем работать прямо по бумаге. При таком способе вышивки на ткани не останется никаких линий. К тому же, если вышивка выполняется на тянущемся материале или трикотаже, их основа не вытянется. После окончания вышивания бумагу нужно аккуратно удалить. Можно наметить узор на ткани точками и заполнить его прямыми и наклонными стежками двусторонней глади с разными промежутками между ними. Стежки лучше делать не очень длинными, чтобы они не вытягивались. Штриховую гладь используют в качестве приема декоративного оформления фона вокруг пришивных деталей в объемной вышивке (рис. 45).
Гладьевой валик Гладьевой валик - это ряд параллельных стежков, которые очень плотно прилегают друг к другу. Валик бывает прямым и с наклоном. Для того чтобы вышить прямой валик с вертикальными стежками на лицевой стороне и немного скошенными стежками на изнанке, надо выдернуть из ткани две горизонтальные нити с расстоянием между ними в 0,5 см. Вдоль будущего валика нужно прошить несколько стежков для закрепления рабочей нитки. Строго вертикально выполнить 1-й лицевой стежок, затем параллельно нему уложить все последующие стежки на расстоянии в одну нить ткани друг от друга. Если укладывать стежки равномерно, то шов получится ровным. При наработке стежков требуется не укладывать нитку слишком свободно, но и не затягивать ее очень туго. В объемной вышивке это шов можно использовать в качестве дополнительного украшения (рис. 46).
Атласная гладь Атласная или двусторонняя гладь с четким контуром шьется следующим способом: сначала обшить контур швом "вперед иголку". Затем заполнить узор двусторонней гладью, для чего вкалывать иглу сначала за контур, а потом внутрь него. Каждый последующий стежок выполнять, вкалывая иголку у середины соседнего стежка, слегка отступая назад под нитку только что произведенного стежка. Можно класть стежки одинаковой или же различной длины. Они способны заходить друг за друга, словно вливаясь один в другой. Этот шов в объемной глади несложно использовать для заполнения внутреннего пространства контуров отдельных пришивных деталей (рис. 47).
Двусторонняя гладь с настилом Эту технику вышивания гладью надо выполнять по настилу, который заранее прокладывают внутри контура той или иной детали рисунка. Для оформления настила следует брать более толстые нити, чем те рабочие нитки, которые пойдут на создание верхнего слоя. Этот прием делает гладь высокой и выпуклой. Вышивка веками служила украшением одежды и различных предметов домашнего быта. Сложными узорами расшивали постельное белье, подушки и покрывала, скатерти и полотенца, занавеси и ширмы. Для выполнения глади с настилом требуется сперва прометать частыми стежками швом "вперед иголку" контур переведенного на ткань рисунка. Затем выполнить настил крупными стежками в направлении, которое станет противоположным по отношению к следующим стежкам глади. Чем больше будет уложено стежков настила, тем более выпуклой будет вышивка. В объемной вышивке этот шов с настилом окажется хорош для заполнения внутреннего пространства контуров отдельных пришивных деталей, а также для вышивки тех фрагментов рисунков, которые осуществляют непосредственно на ткани основы (рис. 48).
Декоративная гладь Рисунки, выполненные декоративной гладью, имеют плоскостной характер. Отдельные элементы следует вышивать нитями одного или нескольких цветов без теневых переходов. Для работы следует брать толстые нити слабого кручения, ярких цветов, в частности можно взять мулине в 6 сложений, ирис, шерсть, гарус. Этим видом глади преимущественно вышивают узоры растительного характера. Декоративная гладь выполняется, как правило, без настила. Причем можно заполнить стежками или всю плоскость отдельного элемента рисунка, или только его контур. Стежки глади следует располагать по форме мотива: в лепестках цветка стежки надо класть от края к центру, в листьях они идут к середине по направлению жилок. Крупные листья обычно не оформляют полностью. Гладьевой настил выполняют стежками различной длины, среднюю жилку листа нужно шить стебельчатым швом. Траву при вышивке следует выполнять стебельчатым швом и одиночными петлями вприкреп или одиночными штриховыми стежками. Вышитое декоративной гладью изделие можно дополнительно украсить декоративными швами - стебельчатым и петельным, а также узелками. Этот прием оформления глади нужно использовать в объемной вышивке в качестве дополнительного украшения, когда произведение создается на плотных тканях (рис. 49).
Плоская гладь Плоская двусторонняя гладь широко используется при вышивании как широких, так и узких узоров в растительных орнаментах. Для выполнения вышивки нужно плотно укладывать друг к другу прямые или косые стежки. На изнаночной стороне игла с рабочей ниткой проходит по всей ширине узора. В крупных деталях гладьевые стежки следует располагать по форме узора, укладывая их в листьях от края листа к его середине с учетом направления прожилок. При вышивке цветочных лепестков стежки кладут от края лепестка к его центру. Для объемной вышивки плоская гладь интересна как ступень к выполнению теневой глади (рис. 50).
Как сделать крестики ровными. Одной из самых важных проблем в вышивке – это ровные крестики. Очень часто на форумах начинающие вышивальщицы жалуются, что нитки перекручиваются и крестики получаются не ровными. Конечно, их можно потом расправить, но это значительно замедляет работу. Поэтому, сейчас я хочу дать пару советов как вышивать так, чтобы все крестики были ровными, а работа выглядела великолепно. Во-первых, так как основной причиной является закручивание нити, то лучше не использовать длинную нить. Мастера рекомендуют вышивать нитками не более 40 см. Скрученные нитки легко раскрутить, просто отпустите их и дайте им повисеть несколько секунд. Во-вторых, чтобы избегать скручивания нужно всегда отделять ниточки друг от друга. Делается это очень легко и быстро: берем из пасмы ниточку и держим ее одной рукой, второй рукой ведем остальные ниточки вниз, они, конечно, закручивают, но это не страшно их легко распрямить. Дизайнер Тереза Венцлер на своем сайте тоже дает совет, как сделать так чтобы нитки не скручивались, а крестики были ровными. Она рекомендует перед вышивкой протереть нитки влажной мягкой тряпочкой или марлей, дать им повисеть и сложить по одной, тогда они будут очень ровными, как будто Вы их погладили. Кроме того, при вышивке в несколько ниток, чаще больше двух, используют специальное приспособление – нитяной контроллер или стежкоукладчик (trolley needle thread controller), который бывает деревянным и металлическим. При его использовании можно регулировать натяжение нити, при увеличении или уменьшении петли ниточки ложатся в ряд, а стежки становятся ровнее. Для вышивки в две нити можно использовать метод «спрямление», на форумах его называют «рельсы» или «railroad». Этот метод как раз используется для того, чтобы нити при вышивании ложились ровно и параллельно друг другу. Техника выполнения этого метода такова: перед тем как продеть иглу в канву, сначала надо уложить ниточку в нужном направлении. Придерживая ее пальцем, чтобы не ускользнула, втыкаем иголку в канву между этими двумя нитками и выводим ее на изнаночную сторону. При таком способе укладок нитей, иголка проходит как бы между «рельсами». Так делается в каждом направлении – при вышивке верхних и нижних стежков. Конечно, скорость вышивки значительно снижается, но немного тренировки и этот метод становится привычным и выходит практически на автомате.
Закрепление нитки при вышивке с картинками. Ни в коем случае нельзя закреплять нить при вышивании с помощью узелков. Так как, они могут оставить бугорки на поверхности картины, вызвать деформацию материала, нитки могут цепляться за узелки, и самое страшное, они могут просто развязаться. Существует несколько способов закрепления нити в зависимости от количества ниток, которым Вы вышиваете. На мой взгляд, самым простым способом закрепления нити, если Вы вышиваете четным количеством нитей, является метод «петля». Берем нить длиной в два раза больше, чем Вы привыкли работать. Сгибаем ее пополам и оба конца вставляем в игольное ушко, на противоположном конце у нас образовалась петелька. Продеваем эту иголку сквозь канву, оставляя получившуюся петельку «снаружи». Я потягиваю иголку через нижний левый угол клеточки с лицевой стороны и оставляю петельку. Затем уже через верхний правый угол вывожу иглу на лицевую сторону канвы и протягиваю ее в получившуюся петлю. Также для закрепления четного количества нитей можно использовать другой метод. Опять берем нить длиной в 2 раза больше требуемой, продеваем один конец нити в ушко и делаем один стежок. Затем вставляем второй конец нити в иглу – у нас образуется петелька. Кроме того, нить можно закрепить, продев ее с изнанки за уже вышитые крестики. Этот способ подходит как для закрепления нити в начале процесса, так и по его окончанию. Помимо этого нить можно закрепить и на лицевой стороне картины. Для этого выполняют несколько дополнительных стежков, за счет них и будет держаться рабочая нитка. Потом, уже с изнаночной стороны нитка выводиться в то место, где и будет начинаться вышивка. Надо расположить дополнительные (держащие) стежки так, чтобы потом в процессе работы они закрылись крестиками. Этот способ крепления наиболее подходит, если Вы работаете на хлопке или льне. Закрепить нить в конце работы можно также, пропустив ее под уже выполненными крестиками с лицевой или изнаночной стороны.
Про ровные крестики большое спасибо. Я как раз думала как их расправить, бывает, что перекручиваются нити.
Вот и я столкнулась с проблемой просветов между крестиками. Вышиваю Гороскоп в смешанной технике, и в крестиках просветы, как исправить даже не знаю, огорчилась жутко!!!!
Теперь уж вечером, на работе этой картинки нет. Мне тут дали схемку вышивки "Купец за чаем", набор сам стоит дороговато для меня, а я вот думала купить бисер самой, но смотрю что слишком много цветов (((( Правда это вышивка бисером.
Раскрой схемы для вышивки больших картин. Когда вышиваете крестиком большую картину, весьма полезно и удобно будет, не поленится и сделать раскрой схемы. Подобная разлиновка будет весьма полезной. Что она из себя представляет? Вот привожу пример – это раскрой схемы для вышивки Волчье время. наборы для вышивки больших картин укомплектованы подобными раскройками. Это очень помогает ориентироваться по схеме и не путаться. Удобно видеть, где и что ты вышиваешь, и нет необходимости раскладывать всю схему на полу для понимания компоновки. Каждая вышивальщица, которая вышивала большие картины и пользовалась подобными раскладками знает, как это удобно. Если вы еще не пробовали – крайне рекомендую, после этого вы поймете, что я имела в виду под удобством. Повторюсь, все наши наборы для вышивки больших картин комплектуются подобным раскладом, но если вы приобрели набор какого-нибудь производителя, кто не делает таких раскладок, то стоит потратить немного времени и сделать его для себя самостоятельно. Вы можете сделать такую раскладку буквально минут за 10-15, правда она будет не слишком точна, но достаточно приближена к истине. Любой набор комплектуется изображением готовой картины. Для простейшей раскладки вам понадобиться сделать ксерокопию изображения (можно обычную черно-белую). Затем посмотрите, сколько страниц ваша схема. Допустим, ваша схема насчитывает 32 страницы – 8 по горизонтали и 4 по вертикали. Далее просто берем ксерокс и разлиновываем его на 8 по горизонтали и 4 по вертикали. Получаем табличку из 32 прямоугольников. На каждом ставим номер страницы. Верхний ряд от 1 до 8, 2-ой ряд от 9 до 16 и т.д. Таким образом, мы получаем, конечно, не идеальную, но вполне пригодную для использования карту по нашей схеме. Я вас уверяю, что потраченные 10-15 минут времени вам, потом будет не жалко. К примеру, вышивая 3-ю страницу, вам захочется немного отползти вниз изображения, что бы закончить какой-то элемент. Вам не понадобиться выискивать, как и чего вы по раскладу сразу увидите, какая страница вам нужна.
Как сохранить свою вышивку в хорошем состоянии долгие годы. Вышивка крестом это не только приятное времяпрепровождение за любимым занятием. Это еще и создание некоего предмета – возможно, это предмет интерьера, а возможно произведение искусства, но в любом случае, потратив много своего времени и сил, стоит озаботиться еще и тем, что бы ваша вышивка сохранилась в хорошем виде на долгое время. Во-первых, еще до начала вышивки, стоит озаботиться проверкой качества материалов, которые вы планируете использовать для вышивания. Можно простирать кусочек нити, которой вы собираетесь вышивать и после высыхания сравнить выстиранную нить и нить до стирки, если цвет сохраняется, значит, окраска качественная и можно спокойно вышивать. Если же оттенок отличается, то будьте предельно осторожны. Если поменять нить возможности нет, то в конце работы прополощите эту вышивку чрезвычайно аккуратно, в холодной воде. Во-вторых, будьте аккуратны с законченными работами. Отгородите их от желающих потрогать грязными руками. Если это возможно поставьте работу за стекло, ну а если нет, то постарайтесь сделать так, что бы вышивку не мусолили грязные пальчики. Работу, если она без стекла, периодически нужно пылесосить, но делайте это аккуратно, не щеткой, а просто чистой пластиковой насадкой. Не используйте отбеливатель при стирке вышитых изделий. При замачивании вышивки, не трите ее. Вышивку прополаскивайте в воде, если вы будете ее тереть, вы можете повредить нитки или ткань. Никогда не отжимайте свою вышивку – это может повредить и растянуть нити и ткань. Для удаления лишней влаги вышивку можно завернуть в махровое полотенце. Сушите вашу работу на плоской поверхности. Для этих целей подойдет стол и простыня или полотенце. Не крахмальте свою вышивку. Все мы хотим видеть свою вышивку опрятной и красивой, некоторым кажется, что накрахмаленная работа будет смотреться лучше. Но не стоит этого делать. Во-первых, накрахмаленная ткань быстрее разрушается, а во-вторых, есть насекомые, которые очень любят потреблять крахмал, а вам хочется, что бы ваша вышивка была съедена? Постарайтесь охранить вашу вышивку от ультрафиолета. Даже самые терпеливые к ультрафиолету материалы на солнце постепенно выгорают – помните об этом. Вешайте работы так, что бы прямые солнечные лучи не попадали на вышивку, а если это не возможно, то сделайте шторки, которыми вы сможете прикрывать вышивку в особо солнечные дни. Позвольте вашим вышивкам дышать. Воздух сохраняет вышивку от накопления плесени и грязи. Не храните вышивку в герметичных пластиковых упаковках. Для вышивки полезнее размещение без стекла, но здесь выбирать вам.
Способы закрепления нити Метод «петля» Это самый экономичный метод, но его можно применять только в том случае, когда для вышивания вы применяете четное количество волокон нити. Возьмите нить в два раза длиннее той, которую вы обычно используете для вышивания. Сложите ее пополам. Вставьте нить в иглу обрезанными концами в ушко. Игла вводится в ткань с изнаночной стороны на лицевую. Придерживая конец нити с изнаночной стороны, выполните полукрест и проденьте иглу в полученную петлю. Аккуратно затяните. Метод “с узелком без узелка” Сделайте узелок. Проденьте его через лицевую сторону канвы. Отступите несколько клеточек канвы. Сделайте несколько стежков в сторону узелка. Затем аккуратно удалите узелок с лицевой стороны. С изнаночной стороны нужно подрезать ниточку близко к выполненным стежкам. Метод “без узелка” Начните вышивку в паре сантиметрах от того места, где вам нужно сделать первый стежок. Оставьте конец нити на поверхности ткани. Аккуратно расположите нить под тканью таким образом, чтобы новые стежки закрыли собой нить. Когда вы сделаете несколько стежков, вытяните ненужный конец нити на обратную сторону. Если необходимо, пропустите его под стежками, или просто обрежьте. (Этот метод аналогичен методу “с узелком без узелка”, единственное отличие – отсутствие узелка) Метод “под стежками” Если у вас уже есть вышитые строчки, и они находятся в непосредственной близости к месту, где вы хотите закрепить нить, то можно пропустить нить под четырьмя-пятью стежками на обратной стороне. Вы можете перехлестнуть нить вокруг второго или первого стежка, чтобы закрепить ее. Виды крестиков Полный стежок (Cross Stitch). Полный стежок (Cross Stitch). Горизонтальный ряд. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. При правильном выполнении крестиков на изнанке образуются ровные прямые полосы в одном направлении - по вертикали или по горизонтали. Полный стежок (Cross Stitch). Вертикальный ряд. Неполный стежок (Half Cross Stitch). Дробный стежок (Three-Quarter Cross Stitch).
Как спрятать конец нити Способы конечного закрепления нити похожи на те, которые применяются для закрепления нити в начале работы. Самое главное - не делайте узелков! Исключения могут составлять лишь некоторые случаи, например, изолированные крестики. Первый способ - пропустить нить под четырьмя-пятью стежками на обратной стороне работы. Вы можете обвить нить вокруг одного из стежков, чтобы закрепить ее. Учтите, что нити более темного цвета могут просвечивать сквозь более светлые нити. Можно также закрепить нить, пропуская ее зигзагом сквозь вертикальные стежки на обратной стороне. Изнанка вышивки выглядит при этом очень аккуратно.