Основой для живописи акварелью служит бумага. До ее изобретения акварелью писали на папирусе, пергаменте (отбеленной коже), тонких пластинках слоновой кости, льняных отбеленных тканях. В наше время акварелью пишут в основном только на бумаге. Выпускается она самых различных сортов и видов. Для ее изготовления используется льняное волокно, хлопок, древесная клетчатка хвойных деревьев, солома и т. д. Чтобы обеспечить бумаге белизну, ликвидировать ее желтый или коричневый тон, при производстве в бумагу вводят различные наполнители — шпат, гипс, каолин, мел, свинцовые белила, водный глинозем и краски — синие, ультрамарин, берлинскую лазурь и т. д. Для проклейки бумаги употребляется мучной клейстер (как лучший способ проклейки), крахмал, животный клей, желатин и т. д. Последний чаще применяется с квасцами. Кроме того, добавляются также различные химические вещества. Все это далеко не безразлично для красок, покрывающих бумагу, и сохранности живописи. Таким образом, не всякая бумага пригодна для акварели. Бумага из соломы коричневеет и темнеет на свету. Имея в виду основную особенность акварельной живописи — прозрачность, следует сказать, что этот сорт бумаги малопригоден для акварели. Несколько лучше по качеству бумага из хлопка, но и она имеет отрицательные свойства: плохо моется и скоблится, краска на нее ложится неровно. Бумага, проклеенная желатином, под влиянием сырости легко «зацветает», покрывается грязными пятнами, поэтому эту бумагу надо хранить в темном и теплом сухом месте, вдали от пыли и сырости. Химические вещества нередко оставляют следы в готовой бумаге. Краски, положенные на такую основу, видоизменяют свой тон и цвет. Ультрамарин, например, бледнеет, кармин синеет, желтые охры изменяют свой тон. Лучшим основанием для акварели служат различные сорта плотной ватманской бумаги, приготовленные из чистого льняного волокна без каких-либо посторонних примесей. Из отечественных сортов хороша бумага ватман с фабричной маркой (водяным знаком) Гознак. Она имеет хорошо выраженную фактурность, меньше, чем другие сорта бумаги, подвержена пожелтению, достаточно эластична и долговечна. На такую бумагу краска ложится ровно, сохраняет чистоту и яркость звучания цвета. Качество этой бумаги позволяет смывать и соскабливать краску с неудавшихся мест, вносить поправки и изменения, вести живописный процесс длительно, разнообразить технические приемы письма.
Поверхность бумаги имеет различную фактуру, или зернистость, шероховатость. Причем фактурность большинства сортов бумаги выражена с одной стороны листа больше, с другой меньше. Поверхность листа с более ярко выраженной фактурой, зернистостью называется рабочей, лицевой. Фактура бумаги играет немаловажное значение в акварельной живописи. Шероховатость, зернистость бумаги придают акварели особую живописную выразительность, богатство цветовых оттенков. «Сочный» мазок краски, положенный на такую поверхность, стекая с бугорков, несколько светлеет на них, а накапливаясь во «впадинах» (порах) зернистой бумаги, темнеет. Когда используется так называемая сухая кладка мазка, на кисть набирается незначительное количество красочной смеси и мазок ложится на неувлажненную поверхность бумаги, краска задерживается в ос-новном на выпуклости бугорков, оставляя во впадинах белые пятна. В результате свет, падая под тем или иным углом к поверхности бумаги, создает дополнительную игру цветовых оттенков. Гладкие, глянцевые, сильно проклеенные сорта бумаги малопригодны для начинающих акварелистов. На гладкой поверхности бумаги краска ложится плохо, держится недостаточно прочно, скатывается. При повторных перекрытиях она, размокая, смывается кистью. На красочной поверхности образуются полосы и пятна. Жесткую, сильно проклеенную толстую бумагу можно несколько смягчить, удалить из нее излишки проклейки, опустив ее на несколько часов в воду. Затем ее нужно натянуть на планшет и просушить. Непригодны для живописи «чистой» акварелью тонкие, мягкие, рыхлые сорта бумаги. Рыхлая бумага быстро впитывает воду из положенного мазка краски. В результате образуются пятна, цвета с жесткими краями. Получить мягкие заливки, плавные переходы одного цвета в другой в этом случае начинающему акварелисту практически невозможно; живопись выглядит дробной. Бумагу для акварели нужно оберегать от загрязнения, пыли, копоти, жирных пятен, солнечных лучей, механических повреждений — вмятин, царапин, проколов, изломов, помятости и т. п. Недопустимо также свертывать бумагу в трубку или складывать лист пополам или в несколько раз. От этого она мнется, трескается. Сделать хорошую акварель на бумаге с дефектами, тем более если она не натянута на планшет или стиратор, весьма затруднительно. Чаще всего работа заканчивается неудачей. Бумагу лучше хранить, положив лист на лист, в закрытых папках или в кассетницах типа большого этюдника. Приступать к работе акварелью надо с чистыми руками, вымытыми с мылом.
Перед началом работы лицевую поверхность бумаги следует слегка промыть водой. По увлажненной чистой бумаге краска ложится ровнее и прочнее. Для лучшей очистки бумаги при промывании в воду можно добавить несколько капель нашатырного спирта. При смачивании бумага не должна быстро впитывать воду или продолжительное время оставлять воду на поверхности. Поверхность бумаги после смачивания должна некоторое время оставаться увлажненно-бархатистой, влажно-матовой, без излишка воды. Если в процессе выполнения рисунка под акварель на листе все же остались помарки, загрязнения, их лучше убрать не резинкой, а промыть мыльной эмульсией слабой концентрации, а затем чистой водой1. После этого бумага вновь станет чистой, белой. Пожелтевшую бумагу можно промыть раствором перекиси водорода слабой концентрации. Для промывания бумаги можно пользоваться большой мягкой кистью, натуральной губкой, тампоном из ваты или поролона. Для работы акварелью бумагу лучше всего натянуть на специальный планшет, чертежную доску или доску из фанеры толщиной 0,8—1 см. Планшет состоит из подрамника, сверху которого прибивается фанера или плотный картон соответствующего размера. Лицевая поверхность фанеры должна быть ровной, без повреждений. В противном случае, особенно при выполнении рисунка, карандаш может легко прорвать, повредить бумагу. Большие трещины, вмятины, защепы и т. п. можно зашпаклевать, и после просушки всю поверхность хорошо зачистить наждачной бумагой. Если поверхность фанеры недостаточно гладкая, на нее можно дополнительно наклеить плотный лист бумаги. Бумага под живопись акварелью наклеивается следующим образом. Лист накладывается на планшет, движением ладоней от центра планшета выравнивается и сгибается по краям планшета под прямым углом. В результате лист бумаги с загнутыми краями (1,5—2 см) образует подобие корытца. Лицевая поверхность бумаги увлажняется водой при помощи губки или тампона. Плотные, жесткие сорта бумаги можно слегка увлажнить, исключая загибы, и с внутренней стороны. Затем загнутые края с внутренней стороны корытца равномерно смазываются столярным или белым клеем ПВА. Бумагу накладывают на планшет и приклеивают к его торцевым сторонам. При этом нужно внимательно следить за тем, чтобы бумага равномерно натягивалась по плоскости планшета и не коробилась по его углам. При наклеивании не следует сильно натягивать бумагу, иначе при высыхании она может лопнуть, разорваться, и, наоборот, небрежно натянутая бумага может образовать вздутости.
Для оперативности в работе надо иметь 2—3 планшета. Удобными для учебных целей на первоначальном этапе можно считать планшеты размером примерно 40X50, 50X50 см. На планшетах можно сравнительно свободно разместить предметы изображаемой натуры, определенно моделировать их форму, цвет, изучать техническую сторону живописи акварелью. На старших курсах размер планшета может быть несколько большим. Чтобы бумага имела ровную поверхность и не коробилась во время работы, можно пользоваться также стиратором. Он состоит из планшета и охватывающей рамки. Охватывающая рамка должна быть несколько больше планшета, с тем чтобы бумага с планшетом входила в охватывающую раму и достаточно прочно держалась в ней. Увлажненная бумага накладывается на планшет или доску и закрепляется охватывающей рамкой. После высыхания бумага натягивается, образуя ровную поверхность. Для этюдов в условиях пленэра можно пользоваться специальными блоками-альбомами. Их можно изготовить самим, причем нужного размера, с необходимым количеством листов и с учетом сорта бумаги. Снизу блока, в размер бумаги, подкладывается плотный картон. Чтобы клей при смазывании торцов подготовленного блока не заходил на листы бумаги и блок имел ровную поверхность при склеивании, сверху блока надо положить одинакового с ним размера толстую фанеру с грузом. При склеивании надо следить за тем, чтобы все листы лицевой (рабочей) поверхностью располагались соответственно вверх. После того как этюд написан, лист легко снимается, открывая новый для работы. Для зарисовок и этюдов небольшого размера можно сделать блоки другого типа. Нарезанная бумага помещается между листами плотного картона и скрепляется двумя петлями из бельевой резинки. При работе верхний картон снимается, бумага и нижний картон фиксируются резинками по краям планшета. Для работ этюдного характера, набросков, зарисовок удобны и так называемые папки для художников.
Как выбрать бумагу для акварели. Качество бумаги для акварели определяют пробными мазками: они не должны расползаться, слишком быстро впитываться или сворачиваться, высохший слой краски должен смываться без повреждения поверхности бумаги. Выбрать бумагу для акварели помогает и такой прием: край листа подцепляют ногтем и немного отводят, а потом отпускают; если при этом слышится резкий щелчок, значит бумага плотная, нормально проклеенная. Бывает, что и на пригодном для акварели полуватмане местами краска, как ртуть, сворачивается, не ложится ровным слоем. Такие листы надо промыть теплой водой, которая удалит следы жира или слишком сильную проклейку, и краска станет ложиться равномерно. Бумага имеет свойство коробиться от влаги, что может затруднить исполнение этюда. Во избежание этого бумагу для акварельных этюдов или наклеивают на планшет или натягивают в стираторах. Стиратором называют две плотно пригнанные рамки, входящие одна в другую. На меньшую рамку накладывают лист бумаги, который немного шире и длиннее ее. А внешней рамкой обжимают его, как холст на пяльцах, и закрепляют. На планшеты бумагу наклеивают. Делается это просто. Возьмите лист бумаги шире и длиннее планшета на 5—6 см, наложите его на планшет и равномерно отогните края. Затем бумагу протрите ваткой, обильно смоченной водой. Отогнутые края не смачивайте! Эти края с изнанки смажьте столярным клеем, а после этого, равномерно натягивая бумагу на планшет, приклейте к боковым граням планшета. Избегайте морщин, особенно частых на углах, но и не слишком сильно натягивайте бумагу, чтобы лист не лопнул. Когда бумага высохнет, то сама сильно натянется на планшете и не будет коробиться под кистью. Известен другой более простой способ натягивания бумаги для предотвращения ее коробления. Достаточно смочить лист с обратной стороны и прижать к увлажненному стеклу, разглаживая его рукой так, чтобы не оставалось воздушных пузырей между бумагой и стеклом. Лист плотно прилипнет к стеклу, не будет коробиться во время работы красками, дольше сохранит свою влажность, что важно для техники письма акварелью «по-мокрому». Но все же работать на стираторе приятнее, так как бумага пружинит под ударами кистью и отзывается даже на легкие прикосновения кончиком или краем кисти во время заливок. Кроме того, с обратной стороны листа, натянутого на стиратор, можно подкладывать влажную губку (или поролон) только в тех местах, которые желательно писать «по-мокрому».
Пастель. Пастели состоят из цветных пигментов, мела и связки ( например, резина). Различные смеси этих компонентов приводят к различной твёрдости и цвету пастели: больше мела - цвет получается более бледный. больше связки - пастель более твёрдая меньше связки - более яркий цвет чем мягче пастель, тем лучше она будет держаться на бумаге чем мягче пастель, тем выше риск ломки Важно! Старайтесь, чтобы пастель не ломалась. Даже самые твердые пастели ломаются так же легко как самые мягкие карандаши. Мягкая пастель, которая упадет с высоты 5 см, определенно буде повреждена. Твердая пастель в форме карандаша сломается, если упадёт с расстояния более 30 см. Так что будьте осторожнее с пастелями! Есть три различных сорта твердости пастелей: мягкий, средний и твердый. С увеличивающейся твердостью толщина пастели уменьшается до пастелей в форме карандашей, которые очень похожи на обычные цветные карандаши.
Важно! Пастель может сильно осыпаться, и эта пыль собирается, например, в основании мольберта. Вы можете собрать эту пыль на обычный лист бумаги, свернуть и положить в другое место. Но будьте осторожны с пылью, она очень любит падать на белую ткань ) Защита законченных картин. Картины, нарисованные пастелью, состоят из цветных пигментов ( пастельная пыль ), которые держатся на структуре бумаги. Позже будет описано, как можно удалить пыль с помощью щёточки из бумаги. Кроме того, пастель легко смазывается, поэтому вы должны обязательно защитить законченную пастельную живопись: Пастель можно закрепить с помощью специального фиксирующего состава, который разбрызгивается по поверхности картины. Брызги как бы скрепляют цвеные пигменты и бумагу. Такой закрепитель также может усилить цвета. Более яркие цвета остануться неизменными, а темные пастели станут более темными. Вы, таким образом, получите больше контраста. Разбрызгивать состав нужно на расстоянии примерно 30 см от картины. Предостережение: не используйте брызг слишком много, иначе вы получите глянцевые области. Важно! Вы можете купить закрепитель в любом магазине художественных материалов. Есть и другой вариант. Вы можете для тех же целей использовать лак для волос. Однако, будьте осторожны, используйте сначала его на отдельном листе бумаги для проверки! Некоторые лаки объединены с духами и могут вступить в реакцию с пастелью и изменить их цвет. Кроме того, некоторые владельцы лака для волос ( например, матери), реагируют на это не с таким энтузиазмом, как вы, поскольку лак быстро заканчивается ) После использования закрепляющего состава, работа должна подсохнуть в течение нескольких часов. Кроме того, вы можете поместить вашу картину за стекло, только следите, чтобы между бумагой и стеклом было небольшое расстояние и они не соприкасались!
Хранение законченных картин: Законченные картины вы, скорее всего, будете хранить, хотя бы какое-то время. Стены в вашем доме вскоре будут все завешаны картинами и придет время подумать о хранении их в каком- либо другом месте, или о переезде в большой дом. Пастельные картины лучше всего хранятся, если они лежат в квартире или другом помещении, покрытые гладкой бумагой так, чтобы пастель не стиралась и не осыпалась. Важно! Ни в коем случае не скручивайте пастельные картины! Скручивание структурированной или толстой бумаги изменит её структуру и пастель с нее может осыпаться. Эта пастельная пыль будет мазать по другим частям живописи и наделает кучу проблем.
Рисование пастелью: подготовка Прежде чем рассказать, как рисовать пастелью (для начинающий особенно важно), мы рассмотрим, что вообще необходимо для рисования, ведь пастель - не самый обычный материал. Выбор пастели Можно выделить три типа пастели: сухая, восковая, масляная. Сухая в свою очередь делится на твердую и мягкую. У каждого вида пастели свои особенности, свои возможности работы с рисунком. Выбирайте на свое усмотрение. Мы же будем говорить, как рисовать сухой пастелью (ниже). Бумага для рисования пастелью Да, это должна быть специальная бумага с фактурной поверхностью, ведь необходимо, чтобы пигмент удерживался. Чаще всего пастелью рисуют на цветной бумаги, она позволяет передать насыщенность цветов в полной мере. Выбор цвета индивидуален, зависит от характера рисунка. Типы бумаги для пастели: наждачная бумага (обычно большого формата; для художественных целей); бархатная бумага; пастельная доска (из крохотных частиц пробки). Другое Кроме того могут пригодиться: лезвие, щетинистые кисти, тряпочки, ластик, ватный диск - для коррекции рисунка; лак для волос или специальное средство для фиксации.
Как рисовать сухой пастелью Предварительный рисунок наносится мелком пастели, чуть-чуть отличным от тона бумаги. Линии тонкие, наносятся легонечко, чтобы только видеть контуры. Используйте материалы для корректировки (см. выше), если необходимо. Не используйте графитный карандаш, так как рисовать пастелью сверху будет плохо. Далее фон. Основные тона наносим, расположив мелок плашмя. Если длина мелка большая, не бойтесь, отломите нужный размер (удобно, 2-3 см). Если бумага цветная, наносите основные тона, только там, где необходимо. На белой бумаге не должно быть пробелов (используйте белый мелок, где необходимо). Наметьте основные предметы, переходите к уточнению рисунка. Используйте линии, точки, штрихи. Хорошо делать пастелью тени и переход цветов. Используйте растушевку (тряпочку, вату, кисть или собственный палец) и растирайте нужные места рисунка. В пастели можно накладывать цвета друг на друга, экспериментируйте. Что еще надо знать о том, как рисовать пастелью. Для начинающих часто бывает сложно соблюсти тональность. Определитесь заранее, что в рисунке будет самым светлым, что чуть темнее, а что самое темное. Помните - у каждого предмета свой тон. Некоторый недостаток сухой пастели в том, что сложно передать насыщенность теней. Но это можно доработать добавлением цвета. Рисуйте тень серым или черным мелком, а поверх введите цвет (того предмета или области, где тень). Растушуйте. Просмотрите рисунок со стороны. Выделите главные детали более четкими линиями, растушуйте второстепенные или слишком контрастные области. Закрепление рисуна. Используйте наждачную или бархатную бумагу, это дольше сохранит рисунок. Можно использовать специальные аэрозоли для закрепления пастели. Лак для волос тоже подойдет, но помните, что рисунок потемнеет. Также можно поместить рисунок под стекло.
Масляная пастель И пару слов о том, как рисовать масляной пастелью. Использовать лучше светлую бумагу. В качестве растушевки применяется разбавитель для масляных красок (например, пинен). Предварительный рисунок наносится масляным мелком или угольком. При этом уголек смахивается перед нанесением пастели, чтобы остались едва заметные штрихи. Нанеся рисунок штриховкой, плашмя, переходим к работе с кистью. Смоченной в разбавителе кистью, словно размываем рисунок. Прорисовываем детали, уточняем формы, фактуру. Завершаем рисунок.
Лен, а покажи, как у вас на планшете рисунки получились. Я мечтаю научиться рисовать, муж - художник, но все времени нехватает. Он меня протестировал, говорит годна для обучения.))))
Обязательно покажу, Юля вернется от бабушки и выложу, она утощила всё туда и планшет и фотоаппарат. А вообще она последнее время здорово по кальке западает, есть такие же планшеты с калькой. Она аниме очень много рисует, больная тема у молодежи...
да она у тебя рукодельница какая. Гордись такой дочкой, сейчас молодежь вообще ничем не занимается, все им скучно и неинтересно.
это у меня ручи чесаться мтали по поводу рисования. Хочу научиться, прям до дрожи)) Эта картина вдохновила.