Отличительной особенностью данного вида рукоделия является использование специальной узкой тесьмы – сутажа. При помощи тонкой иглы и ниток нейтрального цвета сутаж нашивается на ткань-основу, попутно скрепляясь между собой, и образует изящные объемные переплетения. Сутажная вышивка издавна применялась для украшения различных предметов одежды, элементов женского праздничного платья, обуви, сумок, а также всевозможного домашнего текстиля. Для этого вида вышивки характерны разнообразные растительные узоры, орнаменты, образованные непрерывными линиями. Техника исполнения сутажной вышивки заключается в выкладывании узора по контуру специальной тесьмой с попутным пришиванием её мелкими малозаметными стежками.
Материалы и инструменты Сутажный шнур Использование сутажа для выполнения вышивки обусловлено тем, что этот вид тесьмы достаточно тонкий и очень пластичный. Он легко принимает заданную форму, хорошо ложится на ткань и имеет своеобразное строение, облегчающее его пришивание. Сутаж состоит из пары тонких шнуров, скрепленных плотными витками тонкой обмотки. Поэтому данная тесьма всегда имеет характерный желобок точно посередине. Именно в этот желобок и вкалывается игла для пришивания сутажа к ткани. Материалом для его изготовления обычно служит хлопок, реже – шелк или синтетические материалы, вискоза. Поверхностный слой обмотки обязательно имеет характерную шелковистую гладкость, поэтому вышитые узоры смотрятся необычайно декоративно, создают впечатление кружевного убранства. Цветовая гамма тесьмы для выполнения отделки в технике – сутажная вышивка,- крайне разнообразна. И если 5-10 лет назад в магазинах можно было найти сутаж белый, темно-синий и чёрный. Для пришивания сутажа используют преимущественно тонкие иглы, чтобы не повредить поверхностный слой тесьмы. Рабочая нить выбирается тонкая и прочная. Цвет её обязательно должен подходить под расцветку пришиваемой отделочной тесьмы, ведь стежки должны быть совершенно незаметными. Современные рукодельницы зачастую используют тонкие синтетические нитки бледных расцветок или специальную полупрозрачную мононить, позволяющую нашивать сутаж любого цвета. Начинающие вышивальщицы обычно пользуются пяльцами для выполнения работ в сутажной технике. Более опытные мастерицы вполне обходятся и без них. В настоящее время сутажная вышивка кроме украшения предметов одежды и прочих предметов, имеющих плоскую поверхность, приобрела еще одно ультрамодное направление. Из сутажа составляются всевозможные объемные элементы, как с применением основы для пришивания тесьмы, так и совсем без нее. В последнем случае витки сутажа плотно укладываются и скрепляются незаметными стежками ниток между собой. Для пришивания тесьмы в сутажной вышивке используются самые простые виды ручных швов. Обычно это шов «вперед иголку», применяемый в шитье для сметывания деталей, но с очень маленькой длиной стежка. Сутажная вышивка активно завоёвывает всё новых и новых почитателей. Несложные ручные швы, пластичность используемого отделочного материала, возможность довольно быстро выполнить достаточно большой объем работы делает сутажную вышивку привлекательной и популярной как среди опытных мастериц, так и для начинающих. Возможность своими руками изготовить изящное украшение, придать индивидуальность и изысканность с помощью сутажной отделки. А красота и эксклюзивность украшений из сутажа привлекает внимание рукодельниц и просто ценителей прекрасного.
Для того, чтобы дать общее представление о способах выполнения декоративной отделки в технике сутажная вышивка проведем своеобразный краткий мастер-класс. Если предполагается украшение текстильного изделия сутажной вышивкой, то предварительно необходимо перевести выбранный рисунок на ткань. Это делается при помощи копировальной бумаги или специальных маркеров. Узор лучше выбирать непрерывный, не требующий частого обрезания тесьмы. Большинство схем для вышивки Ришелье, а также различных традиционных орнаментов вполне могут быть использованы для выполнения их в технике сутажная вышивка. Насыщенный непрерывный узор позволяет получить эффект цельной кружевной отделки и избавляет от необходимости часто маскировать кончики сутажа. Чтобы предотвратить распускание шелковистой сутажной обмотки отрезанный кончик тесьмы слегка прижигают на открытом пламени свечи или обмакивают в прозрачный клей, не оставляющий заметных следов после высыхания. Рабочую нить в начале вышивки обязательно следует закреплять несколькими небольшими стежками в месте, которое затем будет перекрываться пришиванием сутажа. Игла при выполнении стежков вкалывается строго вертикально, чтобы избежать горизонтального смещения тесьмы относительно ткани и обезопасить готовое изделие от перекашивания. Нитка не должна слишком сильно затягиваться, но и не провисать при шитье. Тогда прикрепляющий шов будет незаметным и аккуратным. Нужно постоянно следить, чтобы сутаж не топорщился в местах особенно резких изгибов. Для этого его витки дополнительно скрепляются между собой незаметными стежками ниток. Руководствуясь практическими советами, изложенными выше, становится ясно, что даже такой описательный мастер-класс позволяет желающим выполнить своими руками первую несложную работу в стиле сутажная вышивка. А поняв, как ведет себя материал, вполне можно браться и за более сложные и объемные проекты. Для изложения мастер-класса по изготовлению из сутажа объемных украшений одного описания конечно недостаточно. Каждое объёмное изделие состоит из нескольких отдельных фрагментов. Для изготовления элементов объемных украшений из сутажа его лента, как правило, устанавливается «на ребро», тогда как в ходе пришивания на ткань – укладывается горизонтально, вплотную к основе. Скрепление витков между собой производится путем постепенного последовательного прокалывания их по мере укладывания. При этом может применяться сразу несколько рабочих нитей с отдельными иглами.
Для основы в таких изделиях иногда применяют тонкий листовой фетр или искусственную кожу и главной функцией таких материалов является декорирование, необходимость скрыть изнаночную сторону изделия, для придания ему привлекательного внешнего вида со всех сторон. В изготовлении объемных элементов сутаж неизбежно приходится часто отрезать и конечно тщательно обрабатывать срезы от осыпания. Поэтому прозрачный клей в таких работах применяется, наравне со стежками ниток для прочного закрепления элементов декора в украшениях из сутажа. Хотя, поняв принципы скрепления витков и обладая склонностью к кропотливой, почти ювелирной работе можно отлично справиться с тонкой лентой сутажа. Применяя для изготовления украшений, в технике сутажная вышивка, разнообразные дополнительные элементы в виде бусин, кабошонов, бисера и прочих декоративных материалов искусные мастерицы сутажной вышивки создают по-настоящему ювелирные работы. Это могут быть серьги, колье, броши, отдельные объемные бусины и многое другое. Основным достоинством данного вида украшений кроме прекрасного внешнего вида является их уникальность и эксклюзивность. Кропотливость работы с сутажной тесьмой и насыщенность мелкими элементами предполагает исключительно штучное изготовление. Именно поэтому всевозможные виды сутажных украшений пользуются неизменной популярностью и спросом среди известных красавиц, популярных исполнителей, моделей и актеров. Так почему бы и нам, а также всем желающим выглядеть стильно и эффектно, не освоить, при помощи этих несложных мастер-классов, изготовление прекрасных изделий из сутажа.
История сутажной вышивки Сутажная вышивка Дори Ченгери История возникновения такого изысканного способа отделки как сутажная вышивка уходит своими корнями в далекий 14-й век. На большей части Европейского континента сутажная техника широко применялась для вышивки одежды и изготовления объемных украшений. С тех давних времен и до наших дней сутажная техника пережила много взлетов и падений своей популярности, но сами способы вышивки и методика работы с сутажной тесьмой почти не изменились. И сегодня многочисленные мастер-классы по овладению этим видом рукоделия дают начинающим и более опытным мастерицам все те же азы по освоению такого удивительного искусства как сутажная вышивка. На территории современной России сутажная техника нашла своё применение для украшения предметов мужского гардероба. Особенно ярко это заметно при рассмотрении придворных мужских костюмов времен правления Петра Великого. Ближе к нашему времени, в 19-20-м веках, сутажная вышивка переместилась на театральные подмостки и активно применялась при изготовлении исторических театральных костюмов. Настоящий расцвет сутажная техника испытала в конце 20-го века. Это произошло благодаря стараниям дизайнеров ювелирных изделий из Израиля. Всемирно известный создатель драгоценных украшений – дом Дори Ченгери применил, при создании новой коллекции, сутажную вышивку в сочетании с драгоценными камнями. Сутажная техника в изготовлении изысканных ювелирных украшений принесла мировую известность коллекции украшений Израильских дизайнеров. Так родилось новое и свежее направление в изготовлении модной ювелирной продукции. Безусловно, эксклюзивные ювелирные изделия всегда пользуются неизменным спросом, но стоят достаточно дорого и не доступны всем желающим выглядеть модно и современно. Однако несложный навык, полученный на основе прослушанного мастер-класса, аккуратность и терпение при выполнении работы в сутажной технике, дает возможность абсолютно всем желающим попробовать свои силы в дизайнерском мастерстве, изготовив оригинальное украшение своими руками.
Сутажная вышивка - большая подборка и МК для новичков Любой желающий, изучив несколько приёмов и с подробным описанием мастер-класса по сутажной технике, сможет своими руками создавать различные украшения и декор для одежды или применять как бижутерию. Любая творческая работа, прежде чем воплотиться в жизнь требует четкого плана или хотя бы продуманной концепции.
Первый этап состоит из подготовительного процесса. Прежде всего выбираем или создаем схему будущего украшения. По возможности необходимо нарисовать изделие, продумать каждую деталь, элементы, чтобы можно было приобрести требуемые материалы. Второй этап – творческий процесс или применение на практике полученных знаний мастер-класса по сутажной технике: - выкладываем перед собой элементы еще не созданного украшения, обрабатываем края сутажной тесьмы. Одни рукодельницы опаливают концы, другие проклеивают клеем ПВА. Начинающий мастер сам выбирает для себя наиболее удобную стратегию, которой будет придерживаться в своей работе. Главное, чтобы сутажная вышивка, сделанная своими руками, приносила удовольствие; - следующим действием сутажная тесьма складывается друг с другом и сгибается пополам. Прошивается небольшими стежками. Следует прокладывать стежки в направлении концов, начиная от середины; - если в изделии используется кабошон, любой другой камешек или элемент декора с плоской стороной, то его предварительно прикрепляют на подкладочный материал. Когда это драгоценный камень, кабошон, камея, то их приклеивают на кожу, фетр или плотный материал. Если элемент заменяющий камень имеет отверстия, его пришивают; - закрепленный кабошон начинаем от середины по кругу прошивать тесьмой. Сутажная тесьма чаще всего используется в несколько слоев. Применять можно разноцветные тесемки или однотонного типа. Сутажная техника позволяет развивать фантазию, не ограничивая мастера в возможностях. Для создания сутажного жгута можно прошить его между собой своими руками или используя швейную машинку со специальной лапкой; - после обшивания кабошона концы тесьмы пришиваем друг к другу. Образовывается своеобразный просвет между ними; - возникшее пространство обшивают бисером, бусинками, в общем всем на, что толкает мастера его уровень, класс или фантазия; - оставшиеся обработанные концы тесьмы закрепляют на изнанке; - если вы используете бисер, то бисерные ряды для обшивки просветов или всего изделия проходим несколько раз для того, чтобы они надежнее держались; - кончики прячутся на изнаночной стороне. После того, как созданное своими руками украшение готово, изнаночную сторону, чтобы не видно было грубых, неаккуратных швов и концов прикрывают небольшим кусочком плотной ткани или материала. Прокладывают незаметные швы из проволоки или приклеивают. Швы можно прикрыть рядом бисера. Если это брошь, камея или другая деталь, закрепляющаяся на одежде, то можно приделать булавку или сразу пришить к готовому изделию ... несколько полезностей и фото -
Мастер-класс по сутажной вышивке броши или кулона Любая творческая работа, прежде чем воплотиться в жизнь требует четкого плана или хотя бы продуманной концепции. Первый этап состоит из подготовительного процесса. Прежде всего выбираем или создаем схему будущего украшения. По возможности необходимо нарисовать изделие, продумать каждую деталь, элементы, чтобы можно было приобрести требуемые материалы. Второй этап – творческий процесс или применение на практике полученных знаний мастер-класса по сутажной технике: выкладываем перед собой элементы еще не созданного украшения, обрабатываем края сутажной тесьмы. Одни рукодельницы опаливают концы, другие проклеивают клеем ПВА. Начинающий мастер сам выбирает для себя наиболее удобную стратегию, которой будет придерживаться в своей работе. Главное, чтобы сутажная вышивка, сделанная своими руками, приносила удовольствие; следующим действием сутажная тесьма складывается друг с другом и сгибается пополам. Прошивается небольшими стежками. Следует прокладывать стежки в направлении концов, начиная от середины; если в изделии используется кабошон, любой другой камешек или элемент декора с плоской стороной, то его предварительно прикрепляют на подкладочный материал. Когда это драгоценный камень, кабошон, камея, то их приклеивают на кожу, фетр или плотный материал. Если элемент заменяющий камень имеет отверстия, его пришивают; закрепленный кабошон начинаем от середины по кругу прошивать тесьмой. Сутажная тесьма чаще всего используется в несколько слоев. Применять можно разноцветные тесемки или однотонного типа. Сутажная техника позволяет развивать фантазию, не ограничивая мастера в возможностях. Для создания сутажного жгута можно прошить его между собой своими руками или используя швейную машинку со специальной лапкой; после обшивания кабошона концы тесьмы пришиваем друг к другу. Образовывается своеобразный просвет между ними; возникшее пространство обшивают бисером, бусинками, в общем всем на, что толкает мастера его уровень, класс или фантазия; оставшиеся обработанные концы тесьмы закрепляют на изнанке; если вы используете бисер, то бисерные ряды для обшивки просветов или всего изделия проходим несколько раз для того, чтобы они надежнее держались; кончики прячутся на изнаночной стороне. После того, как созданное своими руками украшение готово, изнаночную сторону, чтобы не видно было грубых, неаккуратных швов и концов прикрывают небольшим кусочком плотной ткани или материала. Прокладывают незаметные швы из проволоки или приклеивают. Швы можно прикрыть рядом бисера. Если это брошь, камея или другая деталь, закрепляющаяся на одежде, то можно приделать булавку или сразу пришить к готовому изделию. Это самый простой и доступный для начинающих урок мастер-класс по сутажной вышивке. При желании каждый сможет его осилить, если поймет главные принципы такой техники.
Прежде чем приступить к пробным работам и обучению мастер-классам, любому начинающему необходимо разобраться в определенных тонкостях и нюансах, которыми обладает сутажная техника. Прежде всего, необходимо правильно подбирать самый важный материал – сутажный шнур. Он должен обладать гибкостью, мягкостью и атласным блеском. Следует также понимать, что не только от материалов зависит техника и итог готового изделия или украшения. Следует понимать, что сутажная вышивка должна выполняться аккуратно, с особой кропотливостью и тщательностью. Малейшие изъяны, кривизна в изделиях в такой вышивке будут заметны, и бросаться в глаза. Для того чтобы вышивка этой техники была аккуратнее необходимо следовать нескольким простым правилам: В процессе обрезания необходимо обрабатывать кончики, так как сутажный шнур имеет свойства распускаться. Поэтому кончики обрабатываются обычным прижиганием нити или приклеиванием ПВА; Смешанные комбинации с бисером, мелкими бусинками, всевозможной формы камней и кабошонами смотрятся наиболее выигрышней; Техника сутажа предусматривает использование вместо обычных ниток специальную леску. Благодаря этому швы и переходы становятся незаметными; В конце при создании разнообразных сутажных украшений применяют подкладочный материал. Для него можно использовать любую плотную ткань или материал: фетр, кожа, замш и другие; Обучая этому стилю вышивки, многие мастер-классы советуют делать всю работу без отрыва основной нити или собирать из нескольких отдельных элементов свое изделие. Создавать можно: броши, ожерелья, воротники, серьги. Начинающим мастера советуют приступать к чему-то более простому, например с кулона или броши; Лучше внимательно изучать всю информацию мастер-классов, чтобы допускать как можно меньше ошибок на практике.
Создание украшений в сутажной технике Еще один вариант мастер-класса для создания ободка или другого украшения своими руками на основе бархатной ткани. Это украшение можно создавать в греческом, славянском или египетском стиле. Сутажная вышивка, используемая в этих изделиях, состоит из таких этапов: Работа начинается с приклеивания или оплетения риволи бисером. Для этого набираем на леску нужное количество бусинок, замыкаем в кольцо, вводя иголку в последние две бусинки; Оплетать можно разным способом: мозаичным плетением или деликой. Главное, двигаться по кругу, соблюдая определенную схему плетения. Лучше, конечно следовать выбранному или нарисованному рисунку своими руками; Во втором ряду при движении по кругу добавляем через одну бусинки или бисеринки. Бусинки каждого ряда могут отличаться по цвету или быть однотонными. Это уже выбор и фантазия мастера; После того как кристалл был оплетен его пришивают за ряды изнаночной оплетки на жесткую основу. Это может быть флизелин сложенный в восемь раз или плотная кожаная ткань, ее заменитель; Потом подкладочный материал обрезают, оставляя несколько миллиметров запаса от оплетки; Сутажная тесьма для выполнения работы в этом мастер-классе используется трех и более видов. Применяют как однослойный, так и в несколько сложений канат, подходящий для такой вышивки. Сутаж делится пополам и от середины прокладываются швы в одну выбранную сторону. Игла проходит с изнаночной стороны в отверстие оплетки. Иголка должна выходить в том месте, где находятся бороздки сшитых вместе сутажных тесемок; Игла возвращается на изнаночную сторону риволи через сутаж и флизелин. Чтобы все строчки и стежки были незаметны лучше использовать мононить; Одну половинку риволи зашивают сутажем. Следом берут бусинку и обводят сутажем. Все хвостики выходят наизнанку; Вторая половина уже окруженного бисером риволи обшивается таким же техническим приемом. Кончики выводят наизнанку, убирают их лишнюю длину и обрабатывают отрезанные края; Сутажная тесьма выкладывается в форме капли или лепестка из нескольких разноцветных видов. Можно также выкладывать различные закрученные элементы, созданные сутажной тесьмой. Бусинки вшиваются либо сразу, либо потом. Отдельные детали стараются закреплять с изнаночной стороны. Стежки прокладывают между оплеткой и сутажем. Бусины располагаются в изгибах сутажных лепестков; Все остальные действия продолжаются по задуманной мастером схеме. Могут быть созданы дополнительные лепестки или рисунок пойдет различными завитками. Оплетение риволи бисером Оплетение риволи бисером Оплетение риволи бисером Следующий этап — это создание повязки своими руками. Ее делают той шириной, которая будет соответствовать выбранному стилю. Как показала практика, сутажная вышивка прекрасно гармонирует с любыми материалами, поэтому как основу ободка или ожерелья можно выбрать от мягких тканей вплоть до различных металлов. Небольшой кусок материала должна дополнять размер вышитого элемента и соответствовать размеру головы. Если материал тканевый, то две полоски флизелина крепятся при помощи разогретого утюга. Подклеиваем или аккуратно пришиваем сутажные полоски тесьмы, соединенные между собой. Стежки, которыми подшиваем тесьму к ободку, можно легко спрятать между бисерными рядами. Кончики тесьмы прячутся за центральным элементом на изнанки. Их дополнительно пришивают для крепости. Ткань для ободка должна складываться вдвое, чтобы ее края прятались внутри, а посередине могла пройти резинка, благодаря которой будет держаться такой головной убор. Под основным элементом прячутся концы ниток, тесемок и нежелательные элементы ручной работы. Когда работа окончена, огрехи прикрываются дополнительным материалом той же ткани, что и ободок, а потом прокладываются закрепляющие стежки. Чтобы прикрыть стежки на лицевой стороне можно проложить специальную тоненькую тесемку, которая будет соответствовать тематическому направлению готового украшения. Вид изделия одежды или ювелирного, бижутерного украшения зависит от запланированных проектов, которые по технике исполнения олицетворяют всю суть и грандиозность сутажной вышивки. Сутажная вышивка по своему исполнению и технической сложности для начинающих не представляет особых проблем. Главное, реально рассчитывать свои силы, выбирать то, что действительно на первых этапах мастерства можно осуществить. Для многих обучение на уроках мастеров определенного класса может дать значительный толчок в росте и творческом развитии. Поэтому освоив поначалу, казалось бы, непростую технику, бывшая ученица и не заметит, как станет первоклассным мастером, которая уже сама сможет давать советы и вести собственные мастер-классы для других неопытных новичков.
и это не удивительно. Такие ажурные изделия да еще и с блестящими камнями У меня уже руки чешутся попробовать эту технику