Осязательное исследование ребенка внешнего мира происходит по-разному: то потихоньку, слегка касаясь окружающих предметов, то грубо, со значительной силой. Так постепенно у ребенка складывается понимание свойств среды, в которой он живет. Раньше всего дается ребенку знакомство с твердыми телами. Жидкие вещества продолжительное время остаются загадочными и непонятными. Удивительным для ребенка является познание воды. Ее свойство противоречит первым представлениям ребенка о веществе. Ребенок чувствует воду и осязательно, и силой мышц руки, опущенной в воду. Это наблюдение дает ему понять, что перед ним материя. Однако захватывая воду руками, как он всегда брал любой твердый предмет, ребенок удивляется, как и почему вода ускользает из рук. Еще интереснее выглядят для ребенка газообразные предметы. Например, дым, выходящий из-под крышки кастрюли, или пыль в луче солнца. Ребенок пытается схватить освещенную лучом пыль и бывает крайне удивлен, что при захвате видимого предмета не получается осязательного ощущения. В глазах ребенка эти объекты лишены главного свойства материи – грубой осязательности, а потому и кажутся ему непонятными и смешными.