Воспитание сказками

Тема в разделе "Яселька (от 1года до 3 лет)", создана пользователем Еленка, 10 окт 2013.

  1. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Что дети любят больше всего на свете? Ну конечно же сладости и сказки. Давайте делиться сказками которые могут нам помочь в развитии и воспитании наших малышей.
    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}
    В последнее время, многие театры кукол включают в свой репертуар спектакли для самых маленьких зрителей. Но даже несмотря на то, что такие представления длятся не больше двадцати минут и проходят в небольших уютных залах, до их окончания досиживает не каждый ребенок. Если при посещении театра окажется, что малыш капризничает, пугается незнакомых людей и пока не готов сопереживать происходящему на сцене, следующее посещение театра лучше на некоторое время отложить. Ну а пока можно организовать кукольный театр дома – итак, за дело!

    Если у вас есть время, желание и творческий задор, весь театральный реквизит можно сделать своими руками. Это не только не нанесет ущерб семейному
    бюджету, но и сблизит всех домашних. Например, при изготовлении ширмы не обойтись без помощи папы – он с легкостью вырежет ножом окошко в большой картонной коробке. Маме или бабушке можно поручить изготовить и укрепить яркие бумажные или тканевые кулисы, ну а малышам достанется самое интересное – раскрашивание. Кстати, картонную ширму можно использовать и в спектаклях театра теней: достаточно заменить занавес листом кальки или бумаги для выпечки, установить за сценой настольную лампу и, конечно, выключить свет. В театре теней с успехом выступят не только куклы, но и мамины ладони, умело изображающие лающую собаку, рогатого бычка или болтливых ворон.

    Следующий этап – создание кукол. Вот тут уж можно дать волю фантазии! Для изготовления кукольных артистов подойдет все что угодно: лоскутки ткани,
    остатки пряжи, носки, деревянные ложки, пластиковые ёмкости и упаковки. К работе следует обязательно привлечь малыша – он может намазывать детали клеем, подавать инструменты, выбирать нужные цвета материалов.

    Проще всего делать так называемые куклы-эскимо: просто нарисуйте персонаж на картоне, вырежьте его по контуру и наклейте на деревянную палочку от
    мороженого. Персонажей можно не только рисовать, но и скопировать из любимой книжки. Куклы-варежки наверняка заинтересуют мам-рукодельниц. Выкройка этих кукол напоминает варежку, только с двумя большими пальцами. Главное преимущество кукол-варежек – их выразительность, ведь благодаря подвижности пальцев они способны передавать различные движения и эмоции.

    Готовясь к первому спектаклю, следует иметь в виду, что двух-, трехлетним малышам довольно сложно уловить сюжет, в котором задействовано слишком
    много персонажей. Поэтому еще на этапе создания кукол стоит обратить внимание на русские народные сказки и потешки – «Сороку-ворону», «Три медведя», «Курочку Рябу».

    Еще один вариант – придумать собственную сказку с одним действующим лицом. Например, если вы сделали куклу-обезьянку, то можно поставить спектакль «Потерявшийся хвостик». Сценарий может быть примерно таким: обезьянка появляется в окошке ширмы, весело приветствует малыша, интересуется как его зовут, и потом жалуется, что недавно потеряла свой хвостик. Разумеется, ее проблема будет решена с помощью крохи – он с удовольствием поищет потерявшийся хвостик, тем более, что прекрасно знает, как он выглядит, поскольку сам принимал участие в создании куклы. Чтобы хвостик быстрее нашелся, его следует положить рядом с ширмой, иначе представление рискует затянуться и пойти не по плану. Итак, пропажа обнаружена и установлена на место, малыш и его родные безумно счастливы, а это значит, что спектакль удался. Пора работать над следующим – театральный сезон открыт! ​
     
  2. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Маша и медведи

    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}
    С помощью сказки учимся счету до трех и хорошим манерам


    Сегодня в нашем пальчиковом театре спектакль «Три медведя». Все как всегда: вырезаем и склеиваем кукол, разучиваем текст, репетируем и зовем гостей на премьеру. Вот только на этот раз мы возьмем на себя смелость и попробуем изменить финал сказки: нежданная гостья не станет убегать в лес через окошко, а подружится с хозяевами.
    1. «Пошла девочка Маша в лес и
    увидела на поляне домик. В этом домике жили три медведя: папа, мама и их сынок – медвежонок» – взрослый надевает на указательный палец ребенка куклу Маша/Медведи, поворачивая ее то одной, то другой стороной в зависимости от текста.​

    2. «Маша открыла дверь и вошла в дом. Оказалось, что в доме никого нет – медведи ушли в лес за ягодами. В первой комнате Маша увидела большой стол и три стула. Маше больше всего понравился самый маленький – на него она и села» – взрослый надевает на свой указательный палец куклу Стулья/Стул, так, чтобы ребенок видел рисунок, на котором изображен стол и три стула.​

    3. «На столе стояли три чашки. Маша выбрала самую красивую и отпила из нее молока» – взрослый надевает на свой средний палец куклу Стол с чашками/Чашка, показывая ребенку сторону с тремя чашками.​

    4. «Затем Маша пошла в спальню – там стояли три кровати. Маша легла на самую большую и заснула» – взрослый надевает на свой безымянный палец куклу Спальня/Кровать, поворачивая к ребенку стороной, на которой изображены три кровати.​

    5.«А в это время медведи вернулись домой» – взрослый поворачивает детский указательный палец так, чтобы сторона с медведями оказалась напротив лица ребенка.​

    6.«– Кто сидел на моем стульчике? – спросил медвежонок, заметив, что подушка на его стульчике примялась. – Кто пил из моей чашки? – удивилась мама-медведица, увидев, что в ее чашке почти нет молока. – А кто это спит на моей кровати? – спросил папа-медведь, обнаружив спящую Машу» – Взрослый поворачивает руку, на которой надеты три куклы обратной стороной. Перед ребенком оказываются стул, чашка и кровать.​

    7.«Маша тут же проснулась и извинилась, что зашла в дом без разрешения. Медведи Машу простили и угостили ягодами, которые они собрали в лесу, а на прощание подарили ей банку варенья».

    Вам потребуются: ножницы, клей-карандаш.

    Заготовки аккуратно вырежьте по контуру и склейте так, чтобы получилось четыре куклы:
    Маша/Медведи
    Стол с чашками/Чашка
    Стулья/Стул
    Спальня/Кровать

    Совет: клей следует наносить полосой 0,5 см., склеенные половинки нужно хорошенько прижать пальцами.​
     

    Вложения:

    • {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}
      1.png
      Размер файла:
      93,5 КБ
      Просмотров:
      88
  3. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Спокойной спячки!
    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}

    Заглядываем в норы, берлоги и даже под лёд!

    Бумажный бурый медведь, ёжик и лягушка помогут объяснить малышу удивительноеприродное явление – зимнюю спячку. Тем более, что за окном такая неприветливая погода, что всем без исключения хочется спрятаться в уютную норку и накрыться теплым одеялом.

    Замечательно, если в вашем городе есть зоопарк: пустой медвежий вольер – отличный повод для разговора о том, как некоторые животные компенсируют временное отсутствие пищи. Малышу наверняка будет интересно, что в спячку впадает не только бурый мишка, но и ёжик. Только в отличие от медведя, он устраивается не в берлоге из веток и листьев, а в глубокой норе под корнями деревьев. Зимней соней можно назвать и лягушку – ее «постель» находится в теплом вязком иле, до которого не добирается даже самый сильный мороз. Рассказывая о спячке, следует подчеркнуть, что в этот период животные используют запасы своего подкожного жира, который был накоплен за лето и осень. Жир не только помогает не умереть с голоду, но и не замерзнуть.

    Полученные знания можно закрепить дома, поиграв с бумажными фигурками. Если модели приклеены на лист картона, попробуйте сыграть в игру «Не буди медведя» – фигурку мишки нужно обойти «ножками» из указательного и среднего пальцев. Главное правило: фигуру нельзя задевать – нет ничего опаснее, чем медведь, разбуженный посредине зимы!

    Вам потребуются: ножницы, клей-карандаш.

    Заготовки аккуратно вырежьте по контуру, симметричные детали (коврик медведя, лапки ежа и лягушки) отогните в разные стороны – фигуры животных встанут на опоры. Лапки ежа и лягушки приклейте к подушкам. Готовых персонажей можно приклеить на лист картона
     
  4. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Битый небитого везет
    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}
    Хитрость против глупости: победитель известен


    Одна из самых известных «зимних» сказок может стать главным событием вашей новогодней вечеринки. Впечатление зрителей усилится, если в качестве сцены вы выберете кресло, накрытое белой или голубой тканью, на которой укреплены бумажные снежинки – декорации так же важны, как и пьеса, и костюмы актеров!
    «Жили-были дед и баба.
    Однажды дед сказал: «Ты, баба, пеки пироги, а я пойду ловить рыбу» – на левой руке ведущего появляются куклы: Дед и Баба.

    «Наловил дед рыбы целую повозку и поехал домой. Едет, едет и вдруг видит на дороге лежит лиса. «Хороший воротник для бабы получится», – сказал дед и положил лису в повозку» – Кукла Дед остается на своем месте, а кукла Баба поворачивается к зрителям стороной с изображением лежащей лисы. Затем левая рука опускается.

    «Только повозка тронулась, лиса ожила и стала выбрасывать рыбку за рыбкой. А с последней рыбкой спрыгнула с повозки» – перед зрителями появляется правая рука с куклой Лиса. В конце сцены лиса прячется.

    «Вернулся дед домой и говорит: «Смотри, баба, сколько я рыбы поймал, да какую лису нашел!» Баба заглянула в повозку и очень удивилась – там было пусто» – перед зрителями вновь появляются левая рука с бабой и дедом, но кукла Дед в конце сцены поворачивается стороной с прицепом. Затем левая рука опускается.

    «Всю разбросанную рыбу лиса собрала в кучу и съела. А своему приятелю волку она посоветовала пойти к реке, опустить хвост в прорубь и произнести «Ловись рыбка большая, да маленькая» – перед зрителями появляется правая рука с куклами Лиса и Волк.

    «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь и стал приговаривать: «Ловись рыбка большая, да маленькая». Долго-долго сидел волк у проруби. Попробовал приподняться, да не может – хвост примерз ко льду. Волк обрадовался: «Ух, как тяжело! Много же я рыбы поймал!» – в сцене участвует сторона, на которой изображен волчий хвост, кукла Лиса удалена.

    Пока волк тянул свой хвост из проруби, к реке прибежали дед и баба и стали волка гнать в лес. Волк с испугу потянул хвост так, что он остался в проруби» – левая рука с дедом и бабой поднимается и начинает хлопать по правой руке, на которой надета кукла Волк/Хвост. Затем обе руки опускаются.

    «Пока волк отбивался от деда и бабы, лиса забралась в дом и попала носом в миску с тестом для пирога». – На левой руке появляется кукла со стороной «Лиса в тесте».
    «Встретил волк лису и рассердился: «Ах ты рыжая, как же ты меня обманула. Я из-за тебя без хвоста остался!» Лиса в ответ залилась слезами и жалобно пропела: «Ты хоть без хвоста остался, а меня чуть головы не лишили. Посмотри, какие у меня раны! Я сама домой не доберусь, так мне плохо» - на левой руке кукла со стороной «Лиса в тесте», а на правой – кукла Волк.

    «Глупый волк вздохнул: «Да, ты и впрямь вся в ранах» и предложил лисе забраться на спину. Так они и пошли в лес. «Битый небитого везет» – потихоньку пропела лиса. «Что ты там говоришь?» – спросил волк. «Нет, ничего» – с хитрой улыбкой ответила лиса и еще раз пропела: «Битый небитого везет» – левая рука с лисой «забирается» на правую руку с волком.
    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}

    Вам потребуются: ножницы, клей-карандаш.

    Заготовки аккуратно вырежьте по контуру и склейте так, чтобы получилось четыре куклы:
    Дед/Прицеп
    Баба/Лиса лежащая
    Лиса/Лиса в тесте
    Волк/Хвост
     
  5. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Кто в тереме живет?

    Ставим новый спектакль, учимся гостеприимству и осторожности

    В истории про обитателей лесного теремка есть все составляющие успешной пьесы: вереница ярких героев, крепкая завязка, запоминающийся текст,
    неожиданная развязка. Поэтому не стоит откладывать премьеру в долгий ящик – ваш самый благодарный зритель с нетерпением ждет новый спектакль.

    В представлении задействованы указательные пальцы обеих рук – на левую руку надевается кукла с изображением домика, а на правую – кукла с персонажами. На репетиции потренируйтесь не только плавно поворачивать куклу нужной стороной и красиво проговаривать текст, но и быстро «переодевать» правую руку. Менять кукол-животных очень удобно в тот момент, когда зверь заходит в домик: как только указательный палец левой зайдет за указательный правой руки, большой палец левой руки должен прижать куклу с животным, а правая рука освободится для новой куклы. Кстати, не перепутайте последовательность: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.

    К концу спектакля за теремком окажутся все звери и, когда, в него войдет медведь, большой палец нужно разжать – все гости теремка упадут, и палец с теремком сможет повернуться к малышу разрушенной стороной. Но грустный конец можно запросто изменить – сложите кукол в коробочку и вместе с крохой нарисуйте, слепите или постройте из кубиков новый просторный теремок, в который поместится даже огромный и неуклюжий мишка.

    Вам потребуются: ножницы, клей-карандаш.

    Заготовки аккуратно вырежьте по контуру и склейте так, чтобы получились четыре куклы:
    теремок (новый\разрушенный)
    лягушка\мышка
    заяц\лиса
    волк\медведь​
    {$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle}
     
  6. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Воспитание сказкой, или сказочное воспитание

    «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» — так писал В. Сухомлинский. Уважаемые родители, кто из вас не любил сказку в детстве? Трудно представить ваше детство без сказок и любимых детских книг! Ведь сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка.
     
  7. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    У ребенка с помощью сказки вы сможете воспитать:

    ♦ Волю — сложное и многогранное качество личности.

    ♦ Веру в себя — умение противостоять неудачам.

    ♦ Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

    ♦ Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

    ♦ Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

    ♦ Обязательность — умение держать слово.

    ♦ Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.

    ♦ Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.

    ♦ Доброту и честность.

    Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
     
  8. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.
    В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
    Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:
    • как дружба помогает победить зло ("Зимовье");
    • как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят");
    • что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").
    Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
    Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
    Например, сказка "Репка" учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка". Страх и трусость высмеиваются в сказке "У страха глаза велики", хитрость - в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка-сестричка и серый волк" и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ("Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка"), мудрость восхваляется ("Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил", "Лиса и козел"), забота о близком поощряется ("Бобовое зернышко").
    Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою со хранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. "Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Но так как из-за внутренних и внешних причин герой не может справиться с этим сам, знания приходят в форме персонифицированной мысли, например в форме проницательного и способного помочь старца. Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине, или, по крайней мере, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии... Часто в сказке старец задает вопросы типа "Кто? Почему? Откуда? Куда?" для того, чтобы вызвать саморефлексию и мобилизовать моральные силы, а еще чаще он дает неожиданное и невероятное средство для достижения успеха, являющееся... одной из особенностей целостной личности" (КГ. Юнг).
    Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других ("Мороз Иванович").
    Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных. "В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными-помощниками. Они действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку" ("Иван-царевич и серый волк").
    Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет - нарушение - кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или "страшилки". Они включаются в фольклорный репертуар детей 5 - 6 лет (не раньше!). Взрослые иногда отрицательно относятся к "страшилкам", но они так же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных (вспомним крестьянские былички об утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать и дети, и взрослые в XIX веке). В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи; внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка - с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.
    В страшилках нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка.
    Сказка в системе физического воспитания
    Сказку можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию:
    1. Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества.
    2. Сюжетные физкультурные занятия с "вкраплением", "вплетением" элементов сказки (проводятся в форме "двигательного" рассказа).
    3. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций.
    4. Музыкально-ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий.
    5. Игровые физкультурные занятия. Используются народные игры и игры со сказочными героями.
    6. Интегрированные физкультурные занятия, сочетающие фольклор и физические упражнения.
     
  9. Еленка

    Еленка Мудрый пользователь

    Сообщения:
    8.447
    Симпатии:
    2.280
    Какие сказки читать детям.
    Родители, которые серьезно относятся к воспитанию детей, естественно, стараются им побольше читать, понимая, что художественная литература оказывает на душу ребенка огромное влияние. Но не все задумываются над тем, что далеко не любое влияние бывает положительным. Книга может подействовать на человека просветляюще, а может ввергнуть его во мрак, вселить в него чувства ужаса и безысходности. Если это применимо к взрослым людям, то уж к детям тем более. Так что при выборе детских книжек не поленитесь лишний раз освежить в памяти их содержание. Особенно если ваш ребенок робкий, впечатлительный - а таких сейчас дocтaточно много. За последние годы в нашей стране число детей, страдающих сильными, даже патологическими страхами, удвоилось. И мир вокруг нас, и современное искусство, и компьютерные игры - все заряжено агрессией, поэтому неудивительно, что детям в такой реальности неуютно, и они очень многого боятся.
    Детские сказки на ночь. Какие сказки читать ребенку на ночь?
    Сказка на ночь - это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.
    Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую интересно читать днем. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Прислушайтесь, как звучит сказка на ночь, прочитанная вашей бабушкой? Наверное, тихо и ровно, она успокаивает и убаюкивает маленького слушателя. В этот момент во всем мире для малыша существует только один голос. И этот голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ваше чадо - во многом зависит от того, что оно услышит и почувствует перед тем, как заснуть. Ведь пожелания спокойной ночи - это не пустые слова, а своего рода подведение итога дня, один из самых интимных моментов общения между взрослым и ребенком.
    Однако сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить "почитать еще". Тут уж не до сна, когда царевну волк унес! Зато динамичные захватывающие сказки, прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам и чтению: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев!
    Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить и убаюкать малыша. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме.
    В психологии есть даже отдельное направление - сказкотерапия. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.
    Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой
    сказки. Какая сказка станет любимой для Вашего малыша - Вы можете решить вместе с ним. Постарайтесъ, чтобы эта сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами. Если Вы считаете, что "терпенье и труд все перетрут" - то читайте и обсуждайте вместе с малышом "Золушку" .
    Если уверены, что всего можно добиться, "было бы желание" - то "Снежная королева" вместе с целеустремленной Гердой помогут Вам убедить в этом маленького слушателя. При чтении сказки обратите внимание на то, кто из героев наиболее симпатичен ребенку, с кого он берет пример. Согласитесь, Кай в той же сказке занимает пассивную позицию и не являет собой пример уверенного успешного поведения, хотя и его история заканчивается хорошо. Не пугайтесь, если Ваш малыш симпатизирует злодеям и динозаврам: попробуйте вместе найти положительные качества в этих персонажах: кто-то из них очень сильный, кто-то искренне заботится о своих детях, кто-то упорно идет к своей цели.
    Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи на ночь, пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым концом и несет именно ту идею, которую вы сами хотели бы донести до своего малыша. Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках!
    Какие выбирать сказки?
    Впечатлительным детям не стоит рано читать страшные сказки типа «Карлика Носа» Гауфа или грустные вроде «Девочки со спичками» и «Русалочки» Андерсена.
    Народные сказки, в том числе и русские, должны быть литературно обработаны, причем именно для детей, поскольку в оригинальном варианте слишком много архаической жестокости.
    Сейчас можно порой услышать, что до революции дети слышали сказки как раз в неприглаженном, архаическом варианте. И ничего, привыкали к «суровой правде жизни». Но авторы тех времен свидетельствуют об обратном. «Конечно, неуместно читать детям сказки, где есть что-либо пугающее, какие-либо пугающие, либо страшные образы», - писал больше ста лет назад, в 1876 году, педагог В.Сиповский.
    А ведь в середине XIX в. у детей было неизмеримо меньше страшных впечатлений. Одни новости по телевизору, которые каждый день смотрят взрослые, чего стоят! Крупным планом показываются изуродованные трупы, в красках расписывается, где что взорвалось, сгорело, потонуло... А бьющая по нервам уличная реклама, которую на профессиональном жаргоне так прямо и называют «агрессивной»? А жуткие, садистские заголовки, которыми пестрит нынешняя пресса? А разговоры современных детей, уже напичканных всякими «ужастями»?
    Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет тут важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и увлекательные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокие размышления. Чем с утра до ночи твердить маленькой девочке, как дурно быть неряхой, лучше прочитать «Федорино горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок. (А если не подействует, то и убрать на время пару любимых
    кукол, сказав, что они не выдержали жизни в грязи.)
    Еще недавно большинство детских книг, мультфильмов, фильмов, спектаклей предназначалось не только для развлечения, но и для воспитания. Потом был дан резкий крен в сторону развлекательности. Теперь мы начинаем пожинать горькие плоды воспитательных экспериментов.
    Эмоциональная уплощенность современных детей налицо. Вернее, даже на лице: у них обедненная мимика, им часто бывает трудно изобразить даже самые простые эмоции ¬радость, печаль, злость, обиду. Гораздо хуже, чем раньше, опознаются нынешними детьми и разные черты характера. Расскажешь им самую что ни на есть незамысловатую историю про грубых или, допустим, ленивых героев, а в ответ на вопрос «Какие были сейчас персонажи?» знай себе твердят: «Плохие... Злые...» И только после наводящих вопросов, фактически содержащих прямую подсказку «Девочка ленилась рано вставать, ленилась причесываться и убирать постель - значит, какая она была?», кто-нибудь догадается назвать нужный эпитет. А попросите назвать противоположное качество, и вы такое услышите! «Ленивый» - «работный», «грубый» - «необзывальный».
    Так что мы вам советую сделать упор на эмоционально¬-нравственное развитие ваших детей через книги. Это, конечно, не означает полного исключения развлекательного элемента, но все же большая часть произведений должна не просто забавлять ребенка, а учить и воспитывать.
    Обсуждайте прочитанное. Наводите детей на размышления о характерах персонажей, о чувствах, которые они переживали в тот или иной момент, о причинах их поведения.
    Задавайте побольше вопросов, а то дискуссии взрослых с
    детьми нередко вырождаются в нравоучительные монологи, во время которых ребенок привычно отключается и практически ничего не улавливает.
    С дошкольниками и младшими школьниками прочитанное
    стоит не только обсуждать, но и проигрывать ¬театрализация позволяет ненавязчиво донести до них очень многие вещи, которые иначе не усваиваются или усваиваются с огромным трудом. Если вы хотите, чтобы книга помогла вашему ребенку осознать и преодолеть его психологические трудности (например, страхи, жадность или упрямство), ни в коем случае не подавайте ее под лозунгом«вот как поступают настоящие мужчины (добрые дети, послушные девочки), а ты...» Упрек, каким бы скрытым он ни был, оскорбит ребенка, который, скорее всего, и сам переживает из-за своего недостатка, но не желает в этом признаться. А обида заблокирует доступ для всего остального.
     
  10. Насянька

    Насянька Мудрый пользователь

    Сообщения:
    12.880
    Симпатии:
    1.949
    сказки очень круто.я считаю чем дольше человек верит в сказки тем он счастливее,надо жить не только настоящей реальностью но и верить в чудеса
     

Поделиться этой страницей