Lampworking (lampwork, букв. с англ. "работа с лампой") – это техника работы со стеклом, с использованием горелки или лампы для придания стеклу желаемой формы, чаще всего это всевозможные бусины, кулоны и т.д. для бюжетерии. Этот термин в современной практике известен также как flameworking или torchworking, так как в в настоящее время уже не используют масляные лампы. Раньше lampwork производили над пламенем масляной лампы (откуда и произошло название), художник поддувал воздух в пламя через трубочку. Сегодня большинство художников используют лампы на пропане или природном газе, либо на кислороде в качестве окислителя - они дают более горячую температуру пламени и легче поддаются контролю мастера. В России технику lampwork, а также полученные таким способом сами стеклянные изделия называют "лэмпворк", "лемпворк", "лампворк", и даже, более романтично, "стекло-в-огне"
История стекла и техники лэмпворк Одна из самых ранних обнаруженных стеклянных частиц - маленький кусочек прозрачного синего сырого стекла, найденный в южной Месопотамии - датирован XXI в. до н.э. Маленькая стеклянная бусина считается первым стеклянным предметом, произведенным человеком. Изготовление стеклянных бусин является одним из самых древних видов искусства, ему около 30 тысяч лет. Сирийские банкиры в 1700 г. до н.э. использовали маленькие стеклянные (и металлические) кольца с рельефными рисунками, чтобы поставить на глиняной черепице свою подпись как подтверждение свершения сделки. В Сирии и Финикии зародились в то время не только первые формы кустарного производства бусин, считавшихся амулетами, но и торговля ими. Кроме того, в древнем мире были распространены небольшие чаши, блюдца, амулеты, бусы и печати с использованием стекла, которые изготавливались посредством прессования в открытых глиняных формах: такое стекло было непрозрачным, по цвету - зеленым, голубым, бирюзовым. Работа со стеклом была также достаточно популярна в древнем Египте (около 1450 г. до н.э). Египетское название стекла было «iner en wedeh», буквально означающее «камень, который течет». Возможно, самыми ранними подобиями стеклянных бусин были египетские бусины под названием "фаянс" (стеклянную массу, окрашенную в синий, зеленый или черный цвет, наплавляли на кусочки кварца, см.рис. справа - Амулет I-II вв.н.э. Египетский фаянс бирюзового цвета, пронизка в виде скарабея), эти бусины ценились очень высоко, в оправе из чистого золота их носили фараоны, считая амулетами. Глубокие навыки работы со стеклом позволили египтянам чуть позднее создавать большие сосуды, а также меньшие объекты, даже при том, что скорее всего все сырое стекло импортировалось. В то время, когда впервые было открыто производство стекла, еще не было больших стеклоплавильных печей, и люди были вынуждены пробовать новые техники в маленьких объемах, что было достаточно трудоемко. Древнейшие большие мастерские были найдены в Фивах (древнем городе верхнего Египта). Египетские стекольщики были знакомы и с техникой lampwork, и с созданием прута murrini, с закалкой стекла и отжигом в печи. Маленькие стеклянные частички использовались при инкрустировании глаз для скульптур. Из пластин Murrini уже тогда составлялись миниатюрные мозаичные рисунки. Знание о стекле распространялось достаточно быстро.
Виды стекла для лэмпворк. Силикатное стекло Самое популярное стекло для lampworking – силикатное стекло, и оно заранее окрашено и доступно в продаже. Сегодня силикатное стекло, или «мягкое стекло» изготавливается повсеместно, включая Италию, Германию, Чехию, Китай и Америку. Самое известное силикатное стекло для стекольщиков в технике лэмпворк - это Moretti (Effetre), Bullseye, Spectrum и другие марки. В дополнение к силикатному стеклу мастера используют свинцовое стекло. Свинцовое стекло отличается низкой вязкостью, имеет более тяжелый вес и более терпимо к несочетанию с другими видами стекла. Свинцовое стекло сверкает и блестит, почти все стекла, называемые сегодня хрусталем, - свинцовые. Очень часто свинцовое стекло благоприятствует окраске, поэтому страссы, смальты (эмали) для мозаики, витражей, эмали по металлам, фарфору, глине, весь бисер - относятся именно к свинцовому стеклу. Боросиликатное стекло Изготовители бусин часто используют боросиликатное стекло, очень твердое стекло, требующее большой температуры плавления. Это стекло известно также под названиями Pirex («Пирекс») и "Boro". В настоящее время мягкое и твердое стекло имеют идентичные палитры. Боросиликатносе стекло отличается особой стойкостью к термоударам, поэтому с 1915 года его включили в производство кухонной посуды и прочных стеклянных изделий. К примеру, зеркало крупнейшего телескопа в мире на горе Паломар в Калифорнии (508-сантиметровый рефлектор Хейла, 20-тонное зеркало) изготовлено из такого стекла. Кварцевое, натриево-силикатное, известковое стекло (90% производимого сегодня стекла - силикатное), а также стекла для спец.назначения - алюмосиликатные, фосфатные, боратные и другие - не подходят для работы в технике лэмпворк из-за своих специфических свойств.
Форма стекла для Лэмпворк. Большинство стекольщиков в технике лэмпворк используют в основном стеклянные пруты (rods) диаметром 7-8 мм, одноцветные и многоцветные, полые и полные, выполненные в различных техниках а также заранее приготовленные нити-«стрингеры» (stringers) диаметром 1-3 мм, или, реже, 15-мм пруты (tubes). Стеклянные листы (sheets) могут быть порезаны с помощью инструментов на полоски, хотя считается, что проще работать с прутами Стекло также бывает в форме частиц мелких размеров (фритты или стеклянного порошка - frits), либо других форм (konfetti, mosaic etc), которые обычно используют для художественного оформления изделий в технике лэмпворк.