"Методика раннего плавания очень распространена, рекомендуема врачами.
Бассейны для грудничков существуют при поликлиниках. Вместе с тем, на сегодняшний день нет никаких статистических данных о том, что это действительно улучшает здоровье детей. Не проводилось НИ ОДНОГО многофакторного исследования этого вопроса.
Сама методика исходит из одного, причем чисто умозрительного, посыла. Раз у младенцев существует плавательный рефлекс, который к трем месяцам угасает, раз для новорожденного жидкая среда - комфортное место, а вообще плавание - хорошая гимнастика, - нужно приучать ребенка плавать (а то и нырять!) как можно раньше. Узнать у самого младенца, насколько для него полезно то, что с ним проделывают, невозможно, поэтому сторонники раннего плавания стараются особенно на реакцию ребенка не смотреть, а смотреть только на свою теорию. Как младенцы реагируют на плавание и «проныривание»? Есть дети, которые улыбаются и даже хохочут при проведении этой процедуры. Есть дети, которые кричат и плачут.
Первый тип реакции автоматически и, кстати, зачастую ошибочно воспринимается взрослым как одобрение младенцем происходящего.
Второй тип реакции не всегда настораживает, - маленькие дети вообще много плачут. Рассуждение, на котором основывается методика, обнаруживает недостаток информации и целостного видения ситуации. К сожалению, для нашей педиатрии это не редкость.
Во-первых, плавают младенцы рефлекторно, то есть не так, как большие дети. Все рефлексы новорожденных - это так называемые защитные рефлексы, они сохраняются первое время для использования в критических ситуациях, когда надо спасти жизнь. Например, хватательный рефлекс нужен для того, чтобы уцепиться за что-то в чрезвычайных обстоятельствах. Плавательный рефлекс помогает не захлебнуться в течение несколько секунд, пока мама не подхватит из воды. Вызывая или стимулируя эти рефлексы, мама ставит (искусственно) новорожденного в ситуацию спасения своей жизни. Заставляя погружением младенца в воду работать плавательный рефлекс снова и снова, мы снова и снова создаем для малыша стрессовую ситуацию, ситуацию с чрезвычайными обстоятельствами. Кроме того, любой физиолог подтвердит, что рефлекс, призванный угаснуть, не имеет смысла поддерживать искусственно, - он всё равно угаснет. Любой инструктор по раннему плаванью добавит, что навыки плавания у младенца теряются с угасанием рефлекса, и подросшего ребенка всё равно приходится учить заново.
Во-вторых, стресс добавляется большим пространством воды. В матке малыш также находился в жидкой среде, но там он не дышал легкими. Перед ним не вставала жизненно важная задача держать свое тело на плаву для того, чтобы не задохнуться: там тесно. Новорожденный ребенок абсолютно беспомощен перед глубиной. Он еще не в состоянии осознать всю ситуацию в комплексе, предугадать, что взрослый достанет его из воды и не даст утонуть. В естественных условиях, даже проплыв под водой, он не сможет самостоятельно выбраться на берег и спастись. Поэтому плавание и ныряние воспринимается малышом как опасные для его жизни инстинктивно, автоматически. Он переживает состояние плавания, а тем более, ныряния, как состояние практически смертельное.
В-третьих, младенцу, которого помещают в поддерживающие его полноценное физическое развитие условия, специальная гимнастика просто не нужна. А усиленная мышечная нагрузка для ребенка, не умеющего ползать, неестественна. Уже накоплены данные о негативных последствиях динамической гимнастики. Поэтому спорт лучше оставить до того времени, когда ребенок сможет ясно дать понять родителям, насколько ему нравится то, что с ним проделывают.
В-четвертых, сегодня уже есть данные, указывающие на то, что грудничковое плавание часто отрицательно сказывается на здоровье малыша. Такие упражнения сильно увеличивают вероятность отитов, воспалений носоглотки, простуд и приступов астмы. Вода из бассейна также попадает в пищеварительную систему ребенка, что зачастую приводит к расстройству пищеварения. Плавание и проныривание грудничков негативно влияет на развитие вестибулярного аппарата. Постоянное впечатление о парении в пространстве без опоры, которое создает плавание, искажает способность ориентироваться в пространстве, может совсем устранить страх высоты, увеличивает склонность к головокружениям. Плавание и проныривание могут привести к отказу от груди, плохому набору веса и «коликам», что подтверждает практика консультантов по грудному вскармливанию. Многие врачи не одобряют ныряние из-за того, что наблюдают усугубление состояния шейного отдела позвоночника, перенесшего родовую травму.
Педиатры подтверждают, что ныряние вредно для детей с повышенным внутричерепным давлением. Младенцу вообще опасно нырять до полного заращение обходного шунта в сердце, а это может диагностировать только врач, проведя соответствующие исследования. Кроме того, реаниматологи в Филатовской детской больнице (Москва) рассказывают о том, что вынуждены спасать жизнь большому количеству грудничков, наглотавшихся воды во время плавания.
Далее. Поначалу малышу всегда страшно и неприятно, когда его купают в большом объеме воды. Но что вокруг него? Его мама или папа сопровождают купание звуками одобрения. Они воркуют над ним, улыбаются ему, хвалят, трясут разноцветными игрушками, отвлекая от ситуации. Ребенок со временем перестает принимать потенциально опасную ситуацию, как опасную. Чувство опасности уходит. «Мои родители мне рады, они улыбаются, и я буду улыбаться им в ответ, то что, я в воде не страшно, это хорошо, это не опасно». Кроме того, эта ситуация повторяется постоянно, она неотвратима, ее никак нельзя избежать. Остается только смириться. Постепенно плавание для ребенка становится привычным, нормой. Он перестает чувствовать опасность. И сейчас уже существуют наблюдения за детьми, с которыми активно занимались грудничковым «проныриванием», и которые в возрасте около года уже сами явно демонстрируют желание плавать и нырять.